Гештальтподход
Важное место в структуре психологического тренинга развития самосознания занимают техники и приемы гештальттерапии, основной целью которой, согласно Ф.Перлзу - ее основателю, - является оказание помощи людям в умении «стать реальными, научиться иметь собственную позицию, развить собственный центр, понять основу экзистенциализма: я есть тот, кто я есть, и в данный момент я не имею возможности отличаться от того, что я есть» («Гештальт-92», с.25).
Для гештальттерапевтов самосознание - это одновременно физическое, эмоциональное и умственное осознание, которое проявляется на трех уровнях, соответствующих различным напряжениям поля организм - среда: осознание своего Я; осознание мира, окружающей среды; осознание того, что находится между ними, т.е., зоны воображения, фантазии.
Человек, функционирующий на основе принципа саморегуляции, стремится к динамическому балансу при помощи осознания и удовлетворения ведущих потребностей с одновременным отодвиганием второстепенных объектов и событий в фон. Только наиболее важное и значимое для нас становится гештальтом - фигурой, выделяющейся из фона. Ритм жизнедеятельности организма, по Ф.Перлзу, можно описать с помощью такого цикла: осознание потребности - ее удовлетворение - завершение гештальта - сдвиг его на задний план для освобождения места новому гештальту. Процесс создания и разрушения гештальта может занимать практически любые промежутки времени: от одной секунды до целой жизни.
|
|
Гештальт (от нем. – структура, целостность, образ) обозначает
К незавершенному гештальту ведет неудовлетворенная потребность, что порождает многие сложные проблемы, так как неотреагированное или невыраженное чувство (например, невысказанная злость по отношению к несправедливому учителю или чувство вины перед родителями) оказывает деструктивное влияние на текущие психические процессы. Задачей гештальт-терапевта является помощь члену группы в выделении этой «фигуры» из «фона» с тем, чтобы неотреагированные чувства нашли свое выражение. Если это происходит, говорят о «законченном гештальте».
Для развития самосознания (а это является одной из главных задач гештальттерапии) большое значение имеет работа с противоположностями нашего Я - «нападающего» (аналогичного фрейдовскому сверх-Я) и «защищающегося» (Оно, тесно связанное с окружением и размывающее границы нашего Я).
Выделяют четыре защитных механизма, препятствующих развитию самосознания и достижению человеком психологической зрелости: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. Эти механизмы можно было бы назвать дефектами самосознания, поскольку они играют деструктивную роль в развитии психики: избавляя психику от состояния дискомфорта, они одновременно лишают человека возможности адекватно оценивать себя и свое место в мире.
|
|
Слияние - это действие иллюзии, содержащей в себе отказ от различий и непохожести и характеризующейся отсутствием дифференцирования себя и других, невозможностью определить, где кончается Я человека и начинается Я другого.
Так, некоторые родители, демонстрирующие гиперопеку по отношению к своему ребенку, не могут принять даже мысль о передаче ему ответственности за его жизнь, поскольку не разделяют в психологическом плане его и себя.
Ретрофлексия связана с формированием отношения к самому себе как к постороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим; субъект делает себе самому то, что он хотел бы, чтобы сделали ему другие.
Пример довольно безобидный, хотя и грустный: одинокая женщина, покупающая сама себе букетик цветов на 8 Марта. Пример пострашнее: подросток, совершающий попытку самоубийства, чтобы отомстить оскорбившим его родителям.
Интроекция - это генетическая и примитивная форма функционирования индивида, которая пассивно впитывает в себя все то, что получает из внешнего мира. Человек не производит никакого отбора, никакой ассимиляции, некритично присваивает чужие убеждения и установки, в результате чего тормозится процесс формирования его собственной личности.
Таких людей-«флюгеров» доводилось встречать, наверное, всем: сегодня он искренне и убежденно называет коммунистов «красно-коричневой чумой», а завтра шагает под красным знаменем, со слезами в голосе распевая «Интернационал». При этом он сам никакого противоречия не замечает.
Проекция проявляется в тенденции переложить ответственность за процессы, происходящие внутри Я, на окружающий мир. В гештальттерапии обычно описываются три формы проекции, соответствующие трем функциям, которые она выполняет:
Ø зеркальная проекция, в которой субъект находит в другом или в образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь («знаете, оказывается, мы с Эйнштейном очень сходно мыслим», - заметил как-то один студент-физик, прочитав главу в учебнике);
Ø проекция катарсиса, в которой субъект приписывает другому или образу другого характерные для себя самого черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому (все помнят о соринке в чужом глазу и дровяном складе в своем?);
Ø дополнительная проекция, в которой субъект обнаруживает или приписывает другому или образу другого характерные черты, которые позволяют ему тем самым оправдать свои собственные {«почему бы мне его не надуть, если он сам всю жизнь всех обманывает?» - рассуждает мошенник, приходя к президенту фирмы - своей потенциальной жертве).
Основной целью гештальттерапии является разблокирование самосознания и помощь человеку в достижении зрелости, т.е. умения находить источники поддержки в самом себе. Для этого человек должен пройти несколько этапов развития самосознания от первого уровня - «клише» - до последнего - «внешнего взрыва» проявления истинного Я.
В тренингах развития самосознания используется богатый теоретический и практический опыт гештальттерапии в целях пробуждения спонтанности участников, их творческих потенциалов, умения быть собой, принятия своей личности, открытия своего Я не только для себя, но и для других.