Транзактный анализ в группе
Теория эго-состояний, которые были названы Э.Берном Ребенок, Родитель, Взрослый, имеет свои корни в системе структурно-динамических понятий эго, супер-эго и ид итеснейшим образом связана с психоаналитической интерпретацией защитных механизмов (интроекция, фиксация и др.). На это сходство указывает и сам Э.Берн, считая, тем не менее, свои понятия значительно более широкими.
Транзактный анализвключает в себя структурный анализ, анализ игр и сценарный анализ. В эго-состоянии «Родитель» воспроизводится заботящееся, гневное или критикующее поведение одного или обоих родителей или поведение, исторически детерминированное заимствованными от родителей параметрами. В эго-состоянии «Ребенок» может проявляться поведение адаптированного Ребенка, действующего под родительским влиянием, и экспрессивного Ребенка, действующего самостоятельно в выражении творчества, гнева или любви. В эго-состоянии «Взрослый» человек действует свободно и независимо от посторонних влияний, объективно и рационально оценивая складывающиеся ситуации. Транзактный анализ в узком смысле описывает наиболее часто встречающиеся трансакции, возникающие между эго-состояниями Родителя, Ребенка и Взрослого как в общении между людьми, так и внутри самого индивида.
|
|
Под игрой в транзактном анализе понимается «серия скрытых
определенной развязке» (Э.Берн, 2002).
Задачей психотерапевта является помощь Взрослому пациента осознать не только игры, в которые он играет, но изменить трагический сценарии, которому индивид неосознанно следует в течение своей жизни. Согласно теории сценариев, человек, основываясь на решениях, принятых в раннем детстве, выбирает партнеров или какое-либо действие иррелевантно, поскольку функции партнеров сводятся к разыгрыванию ролей в сценарии протагониста, а окончательной целью человеческого поведения становится достижение желаемой кульминации сценария. Конечной целью психотерапии в группе становится достижение оптимального для разрешения проблем участников условия - близости, под которой понимается свободный от игр обмен внутренне программируемым аффективным выражением.
Основными типами терапевтических воздействий в группе ТА являются: опрос; спецификация - некое заявление ведущего, в котором фиксируется определенная информация в сознании и ведущего, и пациента; конфронтация, цель которой - с помощью специфицированной информации указанием на непоследовательность привести в замешательство одно из эго-состояний пациента; объяснение - попытка ведущего работы со Взрослым пациента; иллюстрация - короткая история, аналогия, сравнение; подтверждение - учет обратной связи от человека; интерпретация - истолкование случая в терминах структурного анализа и предложение вариантов дальнейшего продвижения; кристаллизация- «формулирование позиции пациента Взрослым терапевта и обращение к Взрослому пациента» (Э.Берн, 2002, с. 46).
|
|
Приемы, применяемые в процессе тренинговой работы, помогают участникам ярче осознать неконструктивные способы профессионального общения.
Чрезвычайно эффективным в практической психологической работе является сочетание элементов транзактного анализа с гештальт-упражнениями (М.Джеймс, Д.Джонгвард, 1995).