Трансакций с уловкой, приводящих к обычно скрываемой, но вполне

Транзактный анализ в группе

Теория эго-состояний, ко­торые были названы Э.Берном Ребенок, Родитель, Взрослый, имеет свои корни в системе струк­турно-динамических понятий эго, супер-эго и ид итеснейшим образом связана с психоаналитической интерпретацией защит­ных механизмов (интроекция, фиксация и др.). На это сходство указывает и сам Э.Берн, считая, тем не менее, свои понятия зна­чительно более широкими.

Транзактный анализвключает в себя структурный анализ, анализ игр и сценарный анализ. В эго-состоянии «Родитель» воспроизводится заботящееся, гневное или критику­ющее поведение одного или обоих родителей или поведение, ис­торически детерминированное заимствованными от родителей параметрами. В эго-состоянии «Ребенок» может проявляться по­ведение адаптированного Ребенка, действующего под родитель­ским влиянием, и экспрессивного Ребенка, действующего само­стоятельно в выражении творчества, гнева или любви. В эго-состоянии «Взрослый» человек действует свободно и независимо от посторонних влияний, объективно и рационально оценивая складывающиеся ситуации. Транзактный анализ в узком смысле описывает наиболее часто встречающиеся трансакции, возника­ющие между эго-состояниями Родителя, Ребенка и Взрослого как в общении между людьми, так и внутри самого индивида.

Под игрой в транзактном анализе понимается «серия скрытых

определенной развязке» (Э.Берн, 2002).

Задачей психотерапевта является помощь Взрослому пациента осознать не только игры, в которые он играет, но изме­нить трагический сценарии, которому индивид неосознанно сле­дует в течение своей жизни. Согласно теории сценариев, человек, основываясь на решениях, принятых в раннем детстве, выбирает партнеров или какое-либо действие иррелевантно, поскольку функции партнеров сводятся к разыгрыванию ролей в сценарии протагониста, а окончательной целью человеческого поведения становится достижение желаемой кульминации сценария. Конечной целью психотерапии в группе становится до­стижение оптимального для разрешения проблем участников ус­ловия - близости, под которой понимается свободный от игр об­мен внутренне программируемым аффективным выражением.

Основными типами терапевтических воздействий в группе ТА являются: опрос; спецификация - некое заявление ведущего, в котором фиксируется определенная информация в со­знании и ведущего, и пациента; конфронтация, цель кото­рой - с помощью специфицированной информации указанием на непоследовательность привести в замешательство одно из эго-состояний пациента; объяснение - попытка ведущего работы со Взрослым пациента; иллюстрация - короткая исто­рия, аналогия, сравнение; подтверждение - учет обратной свя­зи от человека; интерпретация - истолкование случая в тер­минах структурного анализа и предложение вариантов даль­нейшего продвижения; кристаллизация- «формулирование позиции пациента Взрослым терапевта и обращение к Взросло­му пациента» (Э.Берн, 2002, с. 46).

Приемы, применяемые в процессе тренинговой работы, помогают участникам ярче осознать неконст­руктивные способы профессионального общения.

Чрезвычайно эффективным в практической психологической работе является сочетание элементов транзактного анализа с гештальт-упражнениями (М.Джеймс, Д.Джонгвард, 1995).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: