Парное рисование.
Цель: упражнение хорошо помогает в исследовании межличностных взаимоотношений и конфликтов. Необходимое время: 0,5-1 час. Материалы: бумага и цветные карандаши или мелки. Подготовка: не требуется.
Процедура: Пусть каждый участник выберет себе в партнеры того, с кем он хочет познакомиться поближе или с кем у него не выяснены отношения. Между ними кладут большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков. Бумага будет пространством для совместного творчества. Партнеры начинают с того, что смотрят друг другу в глаза. Потом они молча начинают спонтанное рисование на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются они только посредством линий, фигур и цветов.
Окончив рисование, партнеры могут обсудить свои впечатления. Они могут поговорить об эмоциональных реакциях одного на рисунки другого, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые автор рисунков демонстрирует в группе. При этом каждый из партнеров старается узнать что-то о другом.
Цель: упражнение позволяет каждому в группе внести свой вклад в создание рисунка и является прекрасным средством для того, чтобы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других.
Необходимое время: 1 час. Материалы: бумага и цветные карандаши или мелки.
Подготовка: руководителю группы полезно иметь представление об основах групповой динамики и арт-терапии.
Процедура: Каждый участник берет лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтет нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него какие угодно изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается, пока каждый не получает рисунок, который он же начал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить дорисованное другими. Наконец участники группы обсуждают свои впечатления и реакции.
Альтернативный вариант совместного рисования состоит в том, что участники по очереди вносят свой вклад в большую композицию, которую создают все вместе, и тем самым выражают свое настроение и сообщают о нем группе. Такую работу можно завершить, оставляя каждого участника наедине с общим проектом, чтобы он своим рисунком выразил личное отношение к полученному в группе опыту. После этого группа обсуждает то, что получилось.