Ситуационный подход

Ситуационный подход к процессу управления, как и системный, применим при управлении любой организацией. Ситуационный под­ход предполагает что, хотя общий процесс управления одинаков, специфические конкретные подходы и приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей орга­низации, могут значительно различаться и зависят от конкретной ситуации.

Ситуационный подход нацелен на связь конкретных приемов и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Такой под­ход основывается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. При его реализации необходимо опре­делить, каковы значимые переменные ситуации, как они влияют на эффективность организации.

Этапы ситуационного подхода таковы:

1. Руководитель должен освоить средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Он должен понимать процессы управления, индивидуального и группового поведения, системный анализ, методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений.

2.Руководитель должен научиться предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной методики или концепции. Например, удвоив зарплату всему персоналу можно значительно повысить мотивацию, но при этом необходимо сравнивать прирост затрат с полученными выгодами, иначе это может привести к разорению организации.

3.Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, обес­печивая достижение целей организации самым эффективным пу­тем в сложившихся обстоятельствах.

Ситуационные переменные. К сожалению, невозможно опреде­лить все переменные, влияющие на организации. На практике ме­неджеры могут рассматривать только те факторы, которые наибо­лее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на успех.

Большинство ученых считают, что существует не более десятка важнейших факторов, которые можно сгруппировать в два основных класса — внутренние и внешние переменные.


1 История менеджмента / Под ред. Д. В. Валового. М.: 1997. С.91.

Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые современным менеджментом
Научное управление(1) и классическая (административная)(2) школа (1920-е годы)
· Научные принципы организации тру­да · Рационализация трудовых операций · Разделение труда в управлении · Процессный подход к управлению · Научный подход к менеджменту и его · принципам · Анализ способов выполнения работ · Управление как серия непрерывных · взаимосвязанных действий
(3)Школы человеческих отношений (1930-е годы) и поведенческих наук (1950-е годы)
· Коллектив как особая социальная группа · Межличностные отношения как фак­тор роста эффективности и потенциа­ла каждого работника · Использование факторов коммуника­ции, групповой динамики, мотивации и лидерства · Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам
(4)Теория принятия решений и количественный подход (1950—60-е годы)
· Разделение процесса разработки ре­шений на стадии и серию шагов · Применение методов количественных измерений · Субъективный подход к оценке ра­циональности решений · Использование количественных моде­лей, методов и измерителей при при­нятии решений
Системный (1950-е годы) и ситуационный (1960-е годы) подходы
· Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации · Учет воздействия факторов окружаю­щей среды · Анализ ситуационных переменных · Рассмотрение организации как цело­стной системы · Значение анализа внешней среды для организации · Принятие решений с учетом сложив­шейся ситуации
Теории стратегии (1960-е годы), инноваций и лидерства (1980—90-е годы)
· Непрерывность взаимодействия орга­низации с окружающей средой и раз­работка стратегии развития организа­ции · Инновации как основа конкуренто­ способности · Лидерство · Разработка стратегии организации как метод конкурентной борьбы · Инновационный подход к изменени­ям в организации · Радикальное изменение взаимоотно­шений между персоналом и руковод­ством

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: