Процессный подход

Современная система взглядов на менеджмент. Школа «науки управления» — количественный подход (с 1950 до настоящего времени).

Она сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). Математика, кибернетика, статистика внесли вклад в теорию уп­равления. Математические методы и модели позволяют объективно сравнить и описать различные факторы, переменные и отношения между ними.

В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ.

Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент.

Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

Распространение количественного подхода. Влияние науки уп­равления или количественного подхода, сначала было небольшим. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как школы, колледжи и университеты предлагают курсы количествен­ных методов и применения компьютеров.


Функции процесса управления. Процесс управления — это четы­ре взаимосвязанные функции: планирование, организация, моти­вация и контроль.

1.Планирование дает ответы на следующие вопросы:

1. Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах.

2. Каковы должны быть цели организации? С помощью оценки возможностей и угроз в окружающей среде следует определить цели организации.

3. Как организация может достичь целей? В этом случае нужно решить, что делать персоналу для достижения целей.

2. Организация это создание структуры. Структурировать необ­ходимо множество элементов — работу, конкретные задания всему

предприятию и отдельным работникам. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полно­мочия или права использовать ресурсы организации. В конечном итоге создается структура предприятия в целом.

3. Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, что­бы члены организации выполняли работу в соответствии с возло­женными на них обязанностями и планом. До середины XX в. счи­талось, что мотивирование — это предложение соответствующих денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия. Ныне известно, что мотивация — создание внутреннего побуждения к действиям, — является результатом сложной совокупности потреб­ностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивиро­вать, руководителю следует определить, каковы на самом деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворения потреб­ности с помощью хорошей работы.

4.Контроль — это процесс обеспечения действительного дости­жения организацией своих целей. Контроль позволяет получить ин­формацию, необходимую для дальнейшего планирования.

Известно три аспекта управленческого контроля:

1. Установление стандартов в процессе планирования, или это точное определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный период.

2. Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период.

3. Сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

Контроль позволяет по мере необходимости предпринимать

корректирующие действий по предотвращению отклонений или изменению целей.

Связующие процессы — это процесс принятия решений и ком­муникация, т. е. обмен информацией, который необходим для всех функций управления.

Принятие решений. Для успешной работы организации руково­дитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это и есть решение. Принятие решения — выбор того, как и что плани­ровать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основ­ным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации.

Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысло­вым значением между двумя или более людьми. Информация в про­цессе коммуникации передается для того, чтобы руководители мог­ли принимать здравые решения, которые будут выполняться. Планы нельзя выполнить, если они не известны людям, которые должны их выполнять. До тех пор пока работники не будут понимать обосно­ванность планов, знать, какое вознаграждение им предложат за хо­рошо выполненную работу, они не будут хорошо работать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: