Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз

На первой происходит ее создание, например на основе решения общего собра­ния учредителей, и осуществляются все связанные с этим мероприятия.

На второй фазе организация стремительно растет в той сфере, в которой она из­начально возникла.

На третьей происходят дифференциация, поиск новых, а также качествен­ное развитие и совершенствование существующих форм и направлений ее дея­тельности.

На четвертой фазе у организации наступает состояние зрелости, консолидации. Она прочно стоит на ногах и часто больше не стремится ни к расширению, ни к поиску нового, что на деле означает начало конца.

Последний наступает на пятой, заключительной, фазе ее жизни. Здесь органи­зация постепенно ослабевает, свертывает свою деятельность и наконец прекращает существование.

Концепция жизненного цикла организации утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок ее существования ограничен 30-40 годами и име­ет тенденцию к сокращению. Такая ограниченность обусловлена тем, что постепенно организационные структуры, система управления и тип мышления персонала прихо­дят в противоречие с изменившейся ситуацией.

Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, счи­тается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям персонала.

Цель объединяет и сплачивает участников, поскольку ее реализация обеспе­чивает решение ими собственных задач (иначе люди не согласятся терять свобо­ду и подчиняться требованиям, которые, быть может, внутренне и не принима­ют).

В то же время достижение целей организации возможно только при наличии не­которой «критической массы» участников, объединении их сил и способностей.

Нужно иметь в виду, что роль целей для различных организаций неодинакова. В одном случае они официально задаются, а поэтому их достижение специально стимулируется.

В другом случае цель выступает лишь в качестве общего смысла их существования, не ориентируя людей ни на какие специальные действия.

В качестве примера можно взять, скажем, населенный пункт. Совместное прожива­ние людей облегчает их повседневное жизнеобеспечение (водой, теплом, продукта­ми питания), делает возможным постоянное общение, при необходимости - взаимо­помощь.

Другим признаком организации является обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешне­го окружения.

Эти границы могут быть материальными в виде стен и заборов или идеальными (запреты, нормы, права, предписания и проч.).

Примером обособленности может быть замкнутость кругооборота средств предпри­нимательской фирмы, которая сможет нормально функционировать только тогда, когда все затраты на производство полностью вернутся в результате продажи про­дукции.

Третий признак организации — системность, наличие связей между ее отдельны­ми элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, со­циальными, информационными и т. д.

Четвертым признаком организации можно считать саморегулирование, позво­ляющее ей в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внут­ренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

Саморегулирование осуществляется внутриорганизационным центром, координи­рующим деятельность людей, осуществление тех или иных процессов, обеспечиваю­щим их интеграцию, а в конечном итоге целостность организации (таких центров мо­жет быть несколько, но один из них всегда должен выполнять функции главного).

Наконец, в качестве еще одного признака организации следует назвать наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка. Культура (в том числе и управления) представляет собой сплав ценностей, традиций, верований, норм, поведения и проч., которые во многом оп­ределяют отношения в коллективе и направленность поведения людей.

Характерной чертой современной организации является ее устойчивость, т. е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних по­мех и вопреки им, либо возвращаться в прежнее, либо переходить в качественно бо­лее высокое состояние.

Устойчивость относится к структуре организации и к ее функциям. Структурная устойчивость первична, ибо позволяет ей восстанавливать свои функции при их нарушениях.

Устойчивость структуры достигается за счет: ее простоты; избыточности ресур­сов; стабильности состава элементов и связей между ними (однако это усиливает организационную инерцию, консерватизм и требует высоких затрат на их преодо­ление); предприимчивости, самостоятельности участников (что составляет основу механизма саморегуляции), их постоянной готовности к изменениям.

Еще одной особенностью современных организаций является их сложность. Она обусловлена их масштабами, количеством и автономностью элементов, разно­образием функций и свойств организаций, связей между ними.

Крупные фирмы включают в себя множество самостоятельных подразделений, разбросанных по всем уголкам Земли, имеют десятки тысяч партнеров, на них за­няты сотни тысяч работников, а объемы производства сопоставимы с величиной национального продукта целых государств.

2. Внутренняя и внешняя среда в организации, основные элементы.

Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду.

Речь идет о целях, ресурсах, горизонтальном и вертикальном разделении труда, тех­нологии, организационной структуре, системе коммуникаций и обмена информаци­ей, поведении сотрудников и проч.

Такие элементы, как существующие изначально, так и возникающие в резуль­тате управленческих решений, могут (хотя и не полностью) контролироваться и корректироваться. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Разделением труда является качественное разграничение и обособление различ­ных его видов, закрепляемых за теми субъектами, которые их могут выполнить наи­более успешно. Оно служит основой дальнейшей специализации деятельности, ве­дущей к усилению зависимости участников организации друг от друга.

Горизонтальное разделение труда касается тех его видов и подвидов, которые ор­ганизация осуществляет в соответствии со своим предназначением.

Вертикальное разделение труда существует между руководителями и исполнителями. Оно образует иерархию, т. е. подчиненность одних звеньев организации дру­гим.

Технология, или способ соединения отдельных видов работ, бывает складываю­щейся, последовательной, связанной, групповой.

Складывающаяся технология предполагает, что все работы в рамках организации слабо связаны друг с другом и завершенность им придает последняя операция. На­пример, участники процесса по отдельности изготавливают детали, которые объе­диняются в конечный продукт лишь на сборочном стенде.

Последовательная технология характеризуется тем, что работы по созданию продук­ции вытекают друг из друга и ни одна не может начаться раньше, чем закончится пре­дыдущая. Так происходит, например, на конвейерной сборке автомобиля.

Связанная технология означает, что операции взаимно обусловливают друг друга, но не обязательно в однозначной последовательности. Так, например, происходит ра­бота над документом, который руководителем может неоднократно передаваться разным подчиненным на доработку, пока не будет создан нужный вариант.

Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на од­ном стационарном объекте (например, строящийся дом) последовательно или па­раллельно в зависимости от ситуации.

Элементом внутренней среды являются отношения участников организации.

По содержанию они могут быть либо деловыми ( устанавливаются между должно­стями в соответствии с разделением труда), либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях, по формеотношениями силы или, наоборот, парт­нерства.

Поскольку равновесие сил субъектов (отдельных лиц, подразделений и неформаль­ных групп) постоянно нарушается из-за их стремления добиться превосходства и ук­репить свои позиции, власть, основанная на силовых отношениях, неустойчива.

Партнерские отношения, базирующиеся на осознании субъектами зависимости друг от друга, более стабильны. Организации, где они господствуют, напоминают рынок, в то время как предыдущие - гладиаторскую арену.

Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок, т. е. совокупность социальных связей, правил и норм, позволяющих исполнителям действовать автоматически, не обращаясь за указаниями к руководителю.

Такой порядок может формироваться стихийно, но чаще конструируется искус­ственно, особенно если его основы задаются технологией.

Внутренняя среда характеризуется степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов.

Дифференциация означает такое распределение работ между отдельными субъек­тами, при котором каждая из них получает завершение в конкретном самостоятель­ном результате, не являющемся, однако, с точки зрения решения задач организа­ции законченным целым (изготовление отдельной детали автомобиля). Поэтому дифференциация всегда должна дополняться интеграцией, предполагающей со­трудничество исполнителей. Ее необходимость обусловлена реальной взаимосвя­занностью отдельных трудовых процессов.

Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодейству­ет. Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленче­ских теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой.

На различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинако­вое влияние, но в целом та полностью зависит от среды (в то же время обратная си­туация является скорее исключением).

Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением)и фоновым (макроокружением).

Деловое окружение (микровнешняя среда) образуют те явления, процессы и институты среды, с кото­рыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие (например, поставщики, потребители, конкуренты). Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации.

К фоновому окружению (макровнешняя среда) относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большин­ству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а прихо­дится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтра­лизовать негативные последствия.

[Иногда к микровнешней среде относят саму фирму, рассматривая различные ее подразделления, как внешние по отношению к маркетинговой службе. Однако такой подход представляется недостаточно обоснованным].

Микровнешняя среда и внутренняя среда фирмы образуют микросреду.

[В ряде источников понятия макро- и микровнешней среды объединяют в одно понятие "внешняя среда", в противоположность "внутренней среде", которая характеризует состояние самой фирмы. Подробнее см. Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. Учебное пособие. М., ЮНИТИ, 1998].

Факторы макросферы: • экономические • социокультурные факторы: демографические и др • природные • политико-правовые • технологические факторы: научно-технические и др.
  Отраслевые факторы: • потребители • поставщики • конкуренты • рынок рабочей силы  
  Предприятие  
         

Организации всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ре­сурсов (например, изменять направление или темпы развития).

Так, при стабильном окружении у организации преобладает консервативная ориен­тация на повторение прежних действий, принесших успех.

При расширяющемся окружении имеет место производственная ориентация, харак­теризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности.

При плавно изменяющемся окружении преобладает рыночная ориентация (напри­мер, подстройка под изменение конъюнктуры).

При неожиданных дискретных изменениях в окружении на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освое­ние новых технологий, изделий, рынков.

Поскольку ограниченность ресурсов труднопреодолима, особенно в кратко­срочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: