double arrow

Отраслевая социология: социология личности

3

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной»,социальной) сущности человека и индивида.

Личность можно рассматривать как социальную систему в миниатюре.

В социологии личность определяется как:
1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.




Личность – первоэлемент социальной системы.

Положение личности в социальной системе описывается при помощи понятий: социальная позиция, социальный статус, социальная роль.

Социальных статусов может быть много, у каждой позиции свой статус. Статус – это права и обязанности личности. Статус зависит от позиции, на которую сделан акцент.

Социальная роль – оценка личности окружающими.

Процесс формирования личности поэтапный, многоступенчатый включает в себя адаптацию, воспитание, обучение, взросление и возмужание. Этот процесс называют – социализацией.

Социализация личностипредставляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Существует 4 группы теорий:

  • «Я» теории (теории зеркального я) - Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-193)
  • Психоаналитические теории – Зигмунд Фрейд, Эрик Хомбергер Эриксон (1902 - 1994
  • Когнитивные теории (теории познания) – Жан Пиаже (1896-1980)
  • Теории нравственного развития. – Кольберг.


3




Сейчас читают про: