double arrow

Чикагская школа социологии

2

Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом городского населения американских городов в начале двадцатого столетия.

Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки. Влияние Зиммеля на чикагскую школу связано с именем Парка, обучавшегося у немецкого ученого в Берлине. Берджес, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык.

Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» (The City) подвергли рассмотрению девиантное поведение в условиях роста городов.

Социологи школы проводили исследования влияния миграционных процессов на социальную структуру города, складывание городских этнических гетто. Томас и Знанецки в исследованиях проводившихся между 1918—1920 годах с позиции социальной психологии анализировали процессы адаптации польских крестьян-иммигрантов к новой для них урбанистической среде американских городов. Чикагская школа одной из первых обратила внимание на феномен городской пространственной сегрегации.




Среди социологов чикагской школы выделяется направление символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид) делавшее акцент на применение идей социальной психологии к исследованию социальных процессов.

Экология – это коллективные формы жизни в статике и динамике, они присутствуют в растительном, животном мире и у людей. У людей более значимы культурные нормы, за ними следуют инстинкты. Поведение человека определяется этими нормами.

Город - высшая форма экологической организации. Показатель развития города - его коммуникационная система: скорость и плотность пространственных перемещений.

Изменение в системе коммуникации (организационные и технические) – это новый социальный порядок, новые возможности социального контроля. Городское общество нестабильно, гетерогенно, отличается высокой степенью мобильности отдельных индивидов и социальных групп.

Виды мобильности в рамках города:

§ Пространсвенные перемещения

§ Профессиональная мобильность

§ Жилищная мобильность.

Законом городской жизни считали стремление горожан, повысивших свой экономический статус, покинуть центр города и переместиться на окраину. Эта тенденция в старых европейских городах не действовала, впервые она проявила себя в Чикаго.

В 20 годы центр Чикаго превращается в криминальную зону.

Разработаны специальные карты-схемы города: концентрические и зональные. Концентрические показывают последовательность заселения города, а зональные – локализацию социальных групп по профессиональному статусу и этнической принадлежности.

Увидели тенденцию формирования этнических анклавов* в отдельных кварталах, этническую и профессионально-этническую сегрегацию.

*Анкла́в (лат. inclavatus — «закрытый, запертый», лат. clavis — «ключ») — часть территории государства, полностью окруженная территорией других государств.

*Сегрегация (новолат. segregacio — отделение) — разделение по какому-либо признаку, действия по такому разделению, а также результат такого разделения



2




Сейчас читают про: