На речевом уровне (на примере повести

П. Бляхина «Красные дьяволята»)

События Гражданской войны были весьма значительными для истории России, так как именно они показали всю сложность рус­ского сознания, менталитета, устоя, традиций и т. д. Описанию этих масштабных событий, развернувшихся на территории Рос­сии, посвящено немало художественной литературы.

Одна из интереснейших книг о Гражданской войне является книга Павла Бляхина «Красные дьяволята» (1921). По воспоми­наниям людей, близко знавших писателя и осведомленных о его творчестве, «повесть принесла автору популярность, и Бляхин большевик, работник, которому партия доверяла ответственные государственные посты, сразу стал известен и как писатель. По­весть взволновала читателей, особенно молодежь. В ней еще так явственно ощущалось дыхание гражданской войны, такой живой предстала перед читателями отважная тройка героев, что автора забросали письмами с просьбой указать адреса ребят. Героев по­вести объединяет горячая вера в Советскую власть, готовность от­дать за нее свою жизнь. Глубоким чувством интернационализма


2_3

проникнуты эта повесть и все последующие произведения писате­ля. «Красные дьяволята» еще при жизни автора не раз издавались отечественными издательствами и за рубежом»1.

В этой статье предпринимается попытка изучить отражение Гражданской войны в повести «Красные дьяволята» П. Бляхина, который стал известен в Советском Союзе именно этой повестью, и по которой был снят не менее успешный фильм.

Изучение произведения с такой точки зрения обусловлено тем, что детское восприятие окружающего мира значительно отличает­ся от восприятия взрослых, дети по-иному видят реальную дейс­твительность. Как, каким образом это происходит — мы попыта­емся понять.

Главные герои повести — дети: Следопыт, Овод, китайчонок Ю-Ю. Герои носят прозвища, которые они выбрали себе в со­ответствии с любимыми их героями: Следопыт — герой романа Ф. Купера «Последний из Могикан»; Овод — герой одноименного романа Э. Л. Войнич; имя китайца автором не мотивировано.

В повести прослеживается цветовая система, по которой рас­пределяются враги и защитники Родины: сами герои именуются автором-рассказчиком как «красные маски», «красные дьяволята», один из героев называется устами батьки Махно «красный пес». Враги названы весьма специфически: «белые» названы «бледно­лицые шакалы», батька Махно назван «голубая лисица», генерал Врангель — «черный шакал». Помимо указанных определений врагов, встречаются и такие характеристики, заключающие в себе отрицательное отношение к ним: «кулачье», «бандитская морда» (о Махно), «махновская шайка», «бандюга» и т. д. Интересна ха­рактеристика своих вождей, которым ребята преданы: В. И. Ленин именуется ими «Великий вождь краснокожих», красногвардейцы как «краснокожие воины», командарм Первой Конной Армии Бу­денный как «Красный Олень».

Помимо конкретных указаний на расстановку сил в произве­дений («белые» — «красные» — банда Махно), в речи детей содер­жатся слова, связанные с военным временем: добровольцы, шаш­ка, маузер, первая цепь, вторая цепь, карабин, граната, тыл, засада, командир красных партизан, разведчик, продовольственная база Красной Армии, есаул, лагерь и т. д.

1 Бляхина‑Топоровская Х. С. Автор «Красных дьяволят». - Волгоград, 1978. -С. 38-39.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: