Основные понятия об эффективности минного оружии

Классификация и элементы минных заграждений

В результате постановки минных заграждений противник несет прямые и косвенные потери: прямые в результате подрыва на минах боевых кораблей, судов, транспортов, косвенные - в результате отказа (на время ликвидации минной опасности или постоянно) от использования (форсирования) минированных районов и принятия различных мар по уменьшению минной опасности. В общем случае в интересах решения задач ВМФ создаются минные заграждения на путях перехода и в районах вероятного маневрирования подводных лодок, надводных кораблей и судов противника.

Постановкой минных заграждений и минных полей решают следующие задачи

1) блокирование на определенный срок районов и пунктов базирования сил флота противника, портов, проливов, узостей, т.е. воспрепятствование выходу (входу) кораблей (судов) до ликвидации минной опасности;

2) срыв или стеснение плавания силам противника в его операционной зоне (в прибрежных районах, на входных и выходных фарватерах, в проливах и узкостях, на морских, океанских и внутренних путях сообщения);

3) прикрытие подступов к своему побережью, участкам прибрежных морских сообщений и отдельным районам театра с целью воспрепятствования выходу подводных лодок и надводных кораблей противника на позиции использования оружия ближнего и дальнего действия;

4) прикрытие в системе противодесантной обороны десантно-опасных участков побережья с целью воспрепятствовать или затруднить высадку десанта противника;

5) создание на театре постоянной минной опасности, требующей организации противоминной обороны и отвлечения сил и средств противника на противоминные действия.

Минные заграждения ставятся с наступательными и оборонительными целями в соответствии с этим они подразделяются на активные и пассивные. Активные минные заграждения ставятся в водах, контролируемых противником, в целях уничтожения подводных лодок и надводных кораблей, нарушения морских коммуникаций, а также для осуществления блокады военно-морских баз, портов противника и отдельных районов театра. Основным условием постановки активных минных заграждений является секретность постановки. Поэтому постановка активных минных заграждений должна осуществляться подводными лодками и авиацией. Мины в таких минных заграждениях должны иметь высокую противотральную стойкость.

Оборонительные минные заграждения ставятся в своей операционной зоне. К районам, в которых осуществляются минные постановки с оборонительной целью, относятся подходы к участкам побережья, удобным для высадки десанта. Оборонительные минные заграждения подразделяются на противолодочные и противодесантные. Противолодочные минные заграждения, входящие в состав противолодочного рубежа, являются его основой и своими флангами упираются в побережье. Вместе с минами в этих заграждениях могут ставиться

Противодесантные минные заграждения ставится в целях усиления противодесантной обороны и повышения её устойчивости, и также для нанесения потерь корабельному составу и высадочным средствам десанта на подходе к месту высадки, и для ее замедления. Постановка оборонительных минных заграждений производится надводными кораблями, действия которых обеспечиваются силами прикрытия. В ходе постановки используются средства навигационного обеспечения для наибольшей точности постановки.

По расположению мин в минных заграждениях последние могут состоять из отдельных мин, минных полос, минных банок, линий мин и вертикальных завес.

Минным заграждением из одиночных мин называется такое заграждение, в котором мины отстоят друг от друга на расстояние более 0,5 мили.

Минной полосой называется площадь, в пределах которой на различных интервалах расположены мины, сброшенные одиночным самолетом или группой самолетов за одно прицеливание.

Линией мин называется заграждение из последовательно» поставленных надводным кораблем или подводной лодкой мин с заданным интервалом и протяженностью более 0,5 мили (900 м).

Минной банкой называется минная полоса, или линия мин, протяженностью не более 0,5 мили (900 м).

Противолодочные минные заграждения создаются в виде вертикальных завес из якорных и донных мин. Завеса состоит из нескольких ярусов. Ярусом называется линия противолодочных мин, имеющих одно и то же углубление: Количество ярусов определяется толщей воды, Подлежащей перекрытию и ТТХ ставящихся мин.

Минным интервалом называется расстояние между минами в пиниях, полосах, ярусах и завесах. Различают следующие виды минных интервалов: линейный интервал - расстояние между соседними минами в линии, полосе, ярусе, поле; вертикальный минный интервал-расстояние между соседними ярусами завесы в вертикальной плоскости временной минный интервал - время между сбрасыванием (выстреливанием) двух соседних мин.

Ширина заграждения () - размер заграждения в направлении, перпендикулярном оси фарватера или предполагаемому генеральному курсу движения кораблей противника (рис. 3.4).

Глубина заграждений () размер заграждения в направлении оси фарватера или предполагаемого генерального курса движения кораблей противника (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Ширина и глубина минного заграждения

Толщиной противолодочного минного заграждения () называется его размер в направлении от поверхности воды к грунту между верхней границей зоны реагирования верхнего яруса завесы и нижней границей зоны реагирования, её нижнего яруса (рис. 3.5).

Рис. 3.5 Толщина противолодочного минного заграждения

Размеры минного поля характеризуются не только шириной, глубиной и толщиной (для противолодочных МЗМ), но и площадью .

Для того чтобы МЗМ было способно выполнять ставящиеся перед ним задачи, оно должно соответствовать определенным требованиям. Эти требования задаются в характеристике минного заграждения. Основной характеристикой МЗМ является его эффективность. Эффективность минного заграждения зависит от его плотности, структуры, тактических характеристик мин и от режима и точности плавания кораблей-цепей в загражденном районе.

Плотностью минного заграждения называется число мин приходящееся на единицу длины (м) фронта минного заграждения . Общая плотность минного заграждения определяется по формуле

В зависимости от назначения заграждаемых районов (участков), интенсивности плавания через них кораблей и подводных лодок, плотность минных заграждений может быть различной. На более важных участках (ФВК, в узкостях) плотность может быть высокой. При постановке заграждений на относительно больших площадях мины в них должны равномерно распределяться по ширине и глубине заграждения.

Структура минного заграждения определяется числом и расположением различных образцов мин и минных защитников в минном заграждении, глубиной и шириной минного заграждения, установками на приборах срочности и кратности, а также характеристиками противотральных устройств. Структура МЗМ должна обеспечить наибольшую вероятность подрыва корабля (подводной лодки) на мине и способствовать наибольшей затрудненности борьбы с минной опасностью при наименьшем расходе мин.

Самой выгодной структурой заграждения является такая, когда приборы срочности и кратности равномерно (или почти равномерно) приводят в боевое положение мины заграждения после каждого трального покрытия (прохода тральщиков с неконтактными тралами над МЗМ). В этом случае вероятность подрыва корабля, форсирующего заграждение, остается постоянной почти весь период почти независимо от того, сколько будет сделано тральных галсов неконтактными тралами. Такое заграждение называется заграждением оптимальной структуры.

Режим и точность плавания кораблей-цепей в загражденном районе оказывают влияние на выбор критериев эффективности заграждения.

Под эффективностью минного заграждения понимается степень его боевого воздействия на противника, выражающаяся цифровыми величинами.

Эффективность МЗМ оценивается двумя характеристиками: действительностью и противотральной стойкостью.

Под действительностью минного заграждения понимается степень угрозы прямых потерь (гибель, выход из строя) кораблей и судов противника при плавании в загражденном районе.

Под противотральной стойкостью понимается способность МЭМ противостоять противоминным действиям.

Критериями действительности МЭМ являются вероятность подрыва () корабля на мине и математическое ожидание () числа подрывающихся кораблей из числа тех, которые пересекают МЗМ.

Первый критерий служит для оценки действительности МЗМ, поставленных в районах, где корабли действуют одиночно, второй - для оценки действительности заграждений, поставленных в узкостях, на участках коммуникаций и в десантно-опасных районах, где движение кораблей осуществляется колоннами (по фарватеру кильватерной коленной), рядами (через промежутки времени), по ширине заграждения или строями (состоящими из рядов и колонн).

При определении вероятности подрыва одиночного корабля на минном заграждении из мин одного образца, состоящем из одной линии, мины в которой поставлены на одинаковых минных интервалах и не имеет установок на приборах кратности (кратность 0), а курс корабля перпендикулярным фронту МЗМ, пользуются формулой

(3.1)

где плотность минного заграждения;

— полоса поражения мины.

Но, поскольку в действительности одно или несколько условий всегда отличаются от указанных (линий мин несколько, мины разных образцов, кратность не равна нулю, корабль идет под углом к фронту заграждения), расчет вероятности производится по формуле

(3.2)

где ;

— вероятность подрыва на одной мине;

— плотность МЭМ из мин с какой-то определенной установкой кратности на ПК, мин/м:

- относительная часть полосы МЗМ, на которую воздействуют поля проходящих кораблей.

В формуле (3.2) применен закон Пуассона, по которому распределяется число случайных событий (проход корабля, подводной лодки), происходящих, а какой-либо части оси (площади, объема), когда точки (мины) распределены по оси (площади, объему) с одинаковой средней плотностью.

При расчете математического ожидания числа подорвавшихся кораблей, проходящих через загражденный район, пользуются формулой

(3.3)

где — число колонн в ордере (конвое);

- полоса поражения корабля миной;

- полоса реагирования мины.

Противолодочное минное заграждение всегда оценивается вероятностью надрыва одиночной подводной лодки. Мины в противолодочных минных заграждениях, как правило, имеют нулевую установку кратности, т.о. взрыватель срабатывает на подрыв при первом прохождении подводной лодки.

Пусть - вероятность подрыва ПЛ на минах первого яруса; - высота зоны поражения ПЛ миной первого яруса завесы; - толщина заграждения.

Вероятность подрыва ПЛ будет рассчитываться так. Вначале рассчитывается вероятность подрыва ПЛ на минах первого яруса, второго и т.д. по формулам:

и т.д.

Затем, поскольку ПЛ может находиться на всех глубинах в пределах толщины завесы , определяется вероятностью нахождения ПЛ на глубинах первого яруса, второго и т.д. по формулам:

и т.д.

Вероятность подрыва ПЛ на минах завесы будет определяться по общей формуле:

Если прямые потери определяют действительность минного заграждения, косвенные потери (затраты сил и средств, срыв сроков, блокада и т.д.) ведут к дополнительным затратам, которые необходимы для преодоления минной опасности, то противотральная стойкость определяет продолжительность действия минного заграждения.

Критерием противотральной стойкости является время, необходимое противнику для ликвидации шинной опасности. Уровень противотральной стойкости МЗМ зависит от совершенства приборов и устройств, предназначенных для борьбы с тралами. Противотральная стойкость измеряется временем , которое необходимо противнику для ликвидации минной опасности. Это время складывается из времени , необходимого противнику для замены необходимого для замены вышедших и строя при тралении противоминных средств (тралов, искателей), и времени непосредственно на траление:

.

При этом время и рассчитывается по формулам

; .

где — протяжённость трального галса (равна глубине МЗМ + 4 мили (8 км));

— скорость при тралении, уз;

— математическое ожидание числа разрушаемых тралов;

— число противоминных кораблей;

— время для замены одного трала, ч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: