Базовые принципы и понятия технологии разработки сложного ПО

Под воздействием рыночных отношений функционирует и развивается товарный рынок. Для современного рынка свойственны: постоянное обновление и повышение качества производимой продукции, пополнение товарного ассортимента, удовлетворение покупательского спроса, конкуренция, развитие коммерческого дела.

Глава I. Рыночная экономическая система

Лекция №1 по дициплине

Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Принятие решений, основанное на фактах

Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

Методы постоянного улучшения

ü Метод «точно вовремя» (just-in-time);

ü Система «канбан»;

ü Система «всеобщего обслуживания оборудования» -TPM;

ü Упорядочение – 5S;

ü Система «6 сигм»;

ü Система 20 «ключей» и т.п.

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

ü Возлюбите своих поставщиков

ü Покупать по дешевке – себе дороже

ü Вместе сделаем, вместе выиграем

ü Поставщики – необходимое условие нашего успеха

Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.

«Структуры и основы деятельности предприятия различных форм собственности»

Основоположниками научного обоснования рыночной экономической системы и создания концепции товарного рынка являются Джеймс Кеннет Гэлбрейт, Джон Мейнард Кейнс, Фридрих Фон Хайек, Филипп Котлер, Пол Самуэльсон, Милтон Фридман.

Джеймс Кеннет Гэлбрейт (15.10.1908 – 29.04.2006) – представитель американского классического направления – в работе “Экономические теории и цели общества” проанализировал развитие экономической системы рынка. Ее назначение состоит в том, “чтобы производить материальные блага и оказывать услуги, которые нужны людям”.

По его мнению, “наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей, в чем они более всего нуждаются”.

Английский экономист Джон Мейнард Кейнс (05.06.1883 – 21.04.1946) основоположник кейнсианской школы – предложил новую концепцию макроэкономического равновесия.

Выдающийся австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих Фон Хайек (08.05.1899 – 23.03.1992) трактовал рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди множества индивидуальных объектов.

Американский экономист Филипп Котлер (27.05.1953) характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, при этом он подчеркивает, что в основу производства закладываются данные, полученные в результате изучения запросов различных рыночных сегментов - отдельных групп населения и других потребителей, которым и будет адресована вновь создаваемая продукция.

Выдающийся американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман (31.07.1912 – 16.11.2006) был приверженцем свободной конкуренции и рассматривал ее как основу развития рыночной экономики.

Видный американский экономист, лауреат Нобелевской премии

Пол Самуэльсон (15.05.1915 – 13.12.2009) рассматривал рыночную системы хозяйствования как неоклассический синтез микро- и макроэкономики. Он ликвидирует разрыв между обобщающим понятием макроэкономики и традиционной микроэкономикой, создавая из них взаимодополняющее единство.

Существует множество определений рынка, его сущности, большинство из которых можно свести к следующему.

РЫНОК - это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена, то есть возможности продавцам продать, а покупателям купить необходимые товары.

Описанные условия возникновения и функционирования рыночной системы могут быть схематично представлены на Рис.1

Рыночное хозяйство, сама современная экономическая система невозможны без установления определенной ценности, стоимости каждого товара. Таким образом важнейшая функция цены — решение проблемы обоснованного выбора, с одной стороны, потребителя, отвечающего на вопрос, что лучше приобрести, и с другой стороны, производителя, отвечающего на вопрос, что выгоднее произвести, какую часть ресурсов направить на то или иное производство. Именно поэтому функция цены, заключающаяся в распределении товаров, услуг, других благ, а также природных и производственных ресурсов между альтернативными вариантами их использования, является центральной проблемой функциoнирования рынка.


Рис. 1 Основные движущие силы функционирования рынка

В условиях 'рынка потребитель, ориентируясь на минимально возможные цены, мотивирует производителя выпускать товары и предлагать услуги с меньшей возможной стоимостью.
В этом заключается сила рыночной экономики, в которой производитель и потребитель направляют свои усилия на достижение эффективности всей экономики. Это положение также впервые было установлено Адамом Смитом еще в 1776 г. Обнаружив в экономической системе определенный порядок, он сформулировал знаменитый тезис о «невидимой руке»:

«Каждый индивидуум старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Преследуя свои собственные цели, он чаще более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Функции рынка.

Структура рынка и взаимосвязь между его отдельными элементами.

Основные функции, выполняемые рынком:

• Рынок является средством связи, продавцов товара и покупателей. К продавцам относятся товаропроизводители, то есть предприятия, реализующие свои товары и услуги; работники, продающие свою способность к труду, рабочую силу; владельцы всех видов производственных ресурсов, которые продают или уступают пользование этими ресурсами на определенное время. К покупателям относятся потребители, приобретающие предлагаемые товары и услуги, а также отдельные потребители или фирмы, покупающие те ресурсы (живой труд, сырье, капитал), с помощью которых они и осуществляют производство своих товаров и услуг; чаще всего один и тот же субъект выступает на рынке и продавцом и покупателем.

• В результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлемые и для первого, и для второго цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.

• Рынок, средство взаимосвязи продавцов и покупателей, распространяет информацию о том, что именно хотят продать продавцы (и по какой цене) и что именно приобрели бы или приобретут в будущем покупатели. Любой источник распространения информации о продаже и покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.

'• Обеспечивая обмен новой информацией об изменении ситуации (изменения спроса, предложения и др.), рынок дает возможность его участникам достаточно быстро реагировать на эти изменения и соответственно ситуации менять цены. В свою очередь, цены действуют как сигнал продавцам и покупателям, сообщая им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов либо об их избытке.

Классификация рынков:

• по элементам рыночной инфраструктуры;

• по географическому положению и масштабам, границам, его

характеризующим;

• по степени ограничения конкуренции;

• по отраслям сфер производства и услуг;

• по характеру и размерам продаж.

А. Первый признак классификации рынка предполагает выделение трех основных элементов:

• рынка товаров и услуг;

• рынка факторов производства;

• финансового (или денежного) рынка.


Рынок товаров и услуг является основной структурой современной рыночной экономики. На этом рынке действуют все три типа хозяйственных субъектов. При этом предприятия выступают в качестве производителей и продавцов товаров, а правительство и домашние хозяйства являются покупателями.

Несмотря на то, что все три субъекта взаимодействуют на одном рынке, характер взаимоотношений «предприятие – домашние хозяйства» и «предприятия – правительство» несколько различен. На потребительском рынке взаимодействие классического типа: товары сначала производятся, затем поступают на рынок, оставаясь собственностью производителя, и только потом покупаются домашними хозяйствами, переходя в их собственность. Характерным признаком такого рынка является то, что цены на нем формируются фактически после производства товаров.

В отличие от потребительского рынка основная масса покупок правительства на рынке осуществляется в контрактной форме. При этом заблаговременно до производства продукции оговариваются ее цены, количество и условия поставки. Таким образом, рынок продуктов и услуг правительству это по существу рынок контрактов.

Рынок товаров и услуг состоит из сырьевого рынка, рынка промышленных товаров, рынка интеллектуальных товаров и рынка услуг.

Сырьевой рынок – это сфера обращения товаров, представляющих собой исходный материал для производства промышленных товаров. Сырьевые товары относятся к продуктам низкой степени обработки, т.е. затраты труда на их производство значительно меньше, чем при производстве промышленных товаров.

По экономическому содержанию сырьевой рынок близок к рынку совершенной конкуренции (большое количество производителей и потребителей данной продукции).

Это означает, что действие отдельного производителя или потребителя практически не оказывает влияния на цены, уровень которых устанавливается на основе объективно сложившегося соотношения между спросом и предложением.

Спрос на сырьевые товары является производной от спроса на промышленные товары, поэтому объем их производства может быть завышен, что является причиной снижения цен. В то же время в отдельные периоды цены на сырье могут резко повышаться (снижение добычи полезных ископаемых, неурожаи, политическая обстановка и т.п.), что позволяет производителям сырьевых товаров получить высокие прибыли.

Рынок промышленных товаров – это сфера обращения товаров высокой степени обработки (приборы, машины, бытовая техника, транспорт и т.п.).

По экономическому содержанию – это в основном олигопольный рынок (несколько производителей одного и того же товара). Это означает, что действие отдельного производителя оказывает заметное влияние на положение других фирм, что резко обостряет конкуренцию на рынке промышленных товаров.

Для успешной деятельности предприятия на рынке промышленных товаров необходимы значительные затраты, связанные с улучшением технико-эксплуатационных характеристик и качества продукции. Поэтому основными субъектами данного рынка являются крупные предприятия, у которых низкая норма прибыли компенсируется большими объемами продаж.

Рынок интеллектуальных товаров – это сфера обращения научно-технических достижений (открытий, изобретений, «ноу-хау» и т.п.), которые становятся товаром в виде лицензий на их использование.

По экономическому содержанию это монопольный рынок (единственный производитель и продавец данного товара). Это означает, что на достижения могут устанавливаться очень высокие цены (на несколько порядков выше произведенных затрат).

В настоящее время рынок интеллектуальных товаров является важнейшим элементом рыночной структуры, поскольку от его состояния зависит состояние всех остальных элементов рынка и их субъектов. Они определяют уровень развития научно-технического прогресса, а, следовательно, и уровень получаемых доходов, способствуя снижению издержек на производство.

Рынок услуг – это сфера обращения специфического товара – работ, выполняемых для заказчиков.

Отдельные элементы этого рынка могут находиться в состоянии рынка чистой конкуренции (социально-культурные услуги или олигополии (промышленное строительство, воздушные перевозки, морской транспорт и т.п.)). По существу рынок услуг создает инфраструктуру экономики. Поэтому результаты деятельности субъектов этого рынка тесно связаны с результатами деятельности предприятий в других элементах рынка.

Общей тенденцией развития рынка услуг во всем мире является его постоянный рост, как по месту оказываемых услуг, так и по их объемам. На данном рынке очень велик удельный вес малых предприятий.

Рынок факторов производства. В современной рыночной экономике основными факторами производства являются труд, земля и капитал. В данном случае капитал на рынке факторов производства – это физический капитал: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т.п. в их стоимостном измерении. То есть то, что принято называть производственными фондами. В условиях свободы частного предпринимательства данные факторы, являясь собственностью домашних хозяйств, выступают на рынке в качестве специфических товаров, покупаемых бизнесом для производства продуктов и услуг по ценам, формирующимся под воздействием спроса на факторы со стороны бизнеса и предложения факторов со стороны домашних хозяйств.

Факторы производства представлены в виде трех взаимосвязанных рынков: рынка труда, рынка земли и рынка капитала. Взаимосвязь между рынками обусловлена зависимостью спроса и предложения на одном рынке от ситуации на других. Например, при увеличении стоимости рабочей силы фирмам становится выгоднее сократить использование наемного труда и увеличить использование капитала, замещая ставший более дорогим труд капиталом.

Основной отличительной чертой рынка факторов является то, что товар-фактор в результате акта купли-продажи не переходит в собственность покупателя, то есть фирмы, а остается собственностью продавцов, то есть домашних хозяйств. Другими словами, характер привлечения в производство факторов носит скорее черты аренды факторов во временное использование, чем продажа в собственность бизнеса.

Финансовый рынок. В качестве товара на финансовом рынке его особый вид – деньги, предоставляемые в пользование, – на время, в форме займов под обязательства, или навсегда – под акции. На этом рынке хозяйственные субъекты, имеющие избыток средств, предоставляют их субъектам, испытывающим недостаток в средствах.

Финансовый рынок включает рынок кредитов, рынок ценных бумаг и валютный рынок.

Рынок кредитов – это сфера обращения временно свободных финансовых ресурсов непосредственно в форме денег. Субъектами данного рынка являются коммерческие банки, сбербанки и страховые компании, кредитные союзы и денежные фонды.

Уровень результатов деятельности предприятий финансового рынка зависит от результатов деятельности других субъектов рыночной экономики, которые являются и поставщиками ресурсов на финансовый рынок и их потребителями, а, следовательно, формируют спрос и предложение на деньги.

Данный рынок отличается высоким уровнем конкуренции, что требует наличия у руководящих работников предприятий финансового рынка высокого профессионализма и умения быстро реагировать на изменение рыночной ситуации.

Рынок ценных бумаг – это сфера обращения временно свободных финансовых ресурсов в виде ценных бумаг, которые выпускаются в основном субъектами рынка товаров и услуг с целью получения дополнительных денежных средств.

По характеру движения ценных бумаг этот рынок подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке продаются и покупаются бумаги новых выпусков, на вторичном рынке обращаются ранее выпущенные ценные бумаги.

Основными предприятиями рынка ценных бумаг являются инвестиционные банки (эмиссия и первичное размещение ценных бумаг), инвестиционные фонды (аккумулирование ценных бумаг), брокерские конторы, фондовые биржи и внебиржевые организации рынка ценных бумаг (вторичное обращение ценных бумаг).

Результаты работы этих предприятий определяются состоянием тех предприятий и организаций, которые выпускают ценные бумаги. Однако поскольку это состояние постоянно изменяется, в каждом конкретном случае успех их деятельности зависит от уровня профессиональной подготовки персонала предприятий.

Валютный рынок – это сфера обращения денег различных стран (валют), которые продаются и покупаются по сложившейся в результате взаимодействия спроса и предложения цене.

Основные предприятия этого рынка – валютные биржи и организации внебиржевого валютного оборота (иностранные отделы банков, обменные бюро).

Результаты работы этих предприятий зависят от наличия той или иной валюты, предлагаемой на рынке, и от способности предсказывать ситуацию и умения воспользоваться ею.

Б. Второй признак классификации элементов рынка — по экономическому назначению объектов рыночных отношении —предполагает выделение более мелких сегментов рынка в виде:

· рынка потребительских товаров и услуг;

· рынка товаров производственного назначения;

· рынка новых идей, технологий, проектов (ноу-хау);

· сырьевого рынка;

· рынка труда;

· рынка ценных бумаг;

· рынка вторичного сырья и др.

В. По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на следующие виды:

• местный (региональный) рынок;

• национальный (в пределах страны) рынок;

• мировой рынок.

Г. По степени ограничения конкуренции различают:

• свободный рынок;

• рынок монополистической конкуренции;

• олигополистический рынок;

• чистую монополию.

Степень ограничения конкуренции определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше влияния оказывают на рынок, где они реализуют свою продукцию, отдельные фирмы, тем более конкурентным считаётся рынок. Наивысшая степень конкурентоспособности рынка характерна для свободного рынка (рынка свободной конкуренции).

Д. По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, характеризующих соответствующие отрасли экономики:

• топливный рынок (угольный, нефтяной, газовый и др.);

• автомобильный рынок (рынок грузовых, легковых автомобилей, автобусов и др.);

• компьютерный рынок;

• рынок хлебопродуктов и т. п.

Е. По характеру и размерам продаж различают:

• оптовый рынок;

• розничный рынок.

Из классификации видов и элементов рынка следует, что осуществляется деятельность по производству и обмену (продаже и покупке) товаров или услуг на рынке. Если товары, блага, услуги предоставляются бесплатно, без установления цены на них, и соответственно не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность носит название нерыночной. Типичными примерами нерыночной деятельности являются решения вопросов национальной обороны, органов внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обеспечения, пенсионного обслуживания. Источниками такой деятельности являются бюджеты (государственный и местные) за счет соответствущих поступлений от налогов; пожертвования; благотворительная деятельность и др.

Важнейшим условием любого рынка является возможность получить права собственности на тот товар, за который продавец платит либо отдает по бартеру другой товар. Это относится к покупателям. Право собственности

предполагает наличие права владения, распоряжения и пользования данным

товаром. Для приобретения этих прав покупатель совершает сделку купли.

носится и к продавцам: они производят свой товар только потому, что надеются, предполагают передать свои права собственности на него в обмен на деньги или другой товар. Следовательно, любой рынок может функционировать только по товарам права собственности на которые могут устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этих условий лишает стимула и на производство данного товара, и на его покупку, сбыт.

Важнейшей характеристикой рынка является его стабильность, т.е. наличие соответствия между спросом и предложением, равновыгодных условий торговли для всех участников, информированности и прозрачности рынка и доступности ко всем его товарам. Правда, такой идеальный рынок может существовать, скорее, лишь теоретически и подобная сбалансированная стабильность может складываться лишь по отдельным товарам. Основное правило, которое регулирует рыночные отношения, – это непрерывное стремление к равновесию, которое достигается посредством преодоления периодов перепроизводства и периодов дефицита товарной массы.

Следующей ключевой характеристикой рынка является его динамика, проявляющаяся в виде роста, стагнации, сокращения. Указанные тенденции могут охватывать как отдельные секторы экономики или виды продукции, так и рынок в целом.

Рынки, на которых доминирует рост, создают для предприятия условия роста объемов производства и продаж, что в свою очередь приводит к снижению удельных расходов на единицу продукции, способствует улучшению показателей работы предприятий. При сокращении рыночного оборота экономическое положение предприятия ухудшается: снижаются объемы производства, повышается стоимость продукции, уменьшается доход. Стагнация рынка не изменяет экономическую ситуацию на предприятиях. Тенденция приобретает застойный характер.

Нормальное состояние рынка – рост объема торговли. При затоваривании рынка отдельными видами изделий уравновешивание происходит за счет оттока поставщиков.

Путем диверсификации и перестройки производства некоторые поставщики переводят капитал в другие отрасли производства, другие, не выдержав конкуренции, разоряются.

Капитал переводится в те отрасли и для организации производства такой продукции, на которую имеется повышенный спрос. В результате такого нескончаемого колебания рынка достигается условная сбалансированность спроса и предложения. Условной она называется потому, что полной сбалансированности по всему спектру движения товарной массы достигнуть невозможно.

Даже в самые благоприятные периоды расцвета экономики экономическое благополучие в стране определяется по усредненным показателям. Полной гарантии успеха никогда не бывает.

В условиях свободных, нерегламентированных рыночных отношений каждое предприятие стремится найти и удержать свое место на конкурентном рынке. Еще более актуальна эта проблема для вновь созданного или оказавшегося в кризисном состоянии предприятия. Проблема сбыта продукции даже в самой конкурентоспособной организации не может быть решена раз и навсегда. Ни одна из них не может достичь превосходства продукции по всем параметрам сразу: качеству, ценам, ассортименту, сервису и др. Необходимость выбора приоритетов для себя и выработки правильной стратегии — непреходящая проблема каждого предприятия, всех форм собственности.

В разработке больших систем в сфере ИТ участвуют:

· системный аналитик;

· менеджер проекта;

· бизнес аналитик;

· архитектор системы;

· группа программистов.

Должна существовать модель, описанная языком, понятным всем участникам проекта.

О моделировании и разработки алгоритмов

Основные причины целесообразности использования моделирования при реализации крупного проекта:

· увеличение стоимости разработки проекта при этом и увеличивается вероятности получения неудачного решения;

· низкая квалификация персонала рабочих групп и менеджеров проекта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: