Церемониальные мечи кэнукигата-но тати

Японские церемониальные мечи

Церемониальные мечи раннего периода: тамаки-но тати

Уже в таком раннем периоде японской оружейной истории, как VI – VII века, появляется понятие «церемониального меча». Так, знать периода Нара поголовно носила роскошные церемониальные мечи и кинжалы, вплоть до того, что в книгах упоминается, как при замужестве молодым знатным девушкам в приданое полагался кинжал тосу.

Длинный меч тамаки-но тати – один из таких парадных мечей того времени. Тамаки-но тати был буквально усыпан самоцветами, дорогой парчой, золоченой кожей, цветными перьями, и т.д. Древняя хроника с восторгом описывает эту дорогую игрушку: тамаки-но тати знатного сановника: «Рукоять прекрасного меча была инкрустирована самоцветами пяти цветов, а в специальные отверстия были продеты восемь маленьких колокольчиков и две подвески с крупными драгоценными камнями». Упоминается и церемониальный меч сугару-но тати, «украшенный перьями ибиса и в четырех углах прошитый особыми петлями, в которые был продет пятицветный шнур». В коллекции Сесоин имеется реальный меч «Кингиндэнсо кара-тати» (в переводе «Китайский меч в золоте и серебре») императора Сему (724-749 гг.), который дает понять, насколько богато и красиво отделывалось церемониальное оружие в ту эпоху. Вот цитата из его официального описания: «Меч, сделанный в Кара, инкрустированный золоченым серебром, клинок 2 сяку 6 сун 4 бу [84,4 см], обоюдоострый, прямой, рукоять обернута самэ, ее навершие из множества завитков, словно вьющийся плющ, мэнуки в том же стиле, какэ белой кожи, обитори лиловой кожи, отделанные белым и черным шелком. Поверхность металлических деталей инкрустирована золотыми пятнышками, лазурными, красными и зелеными бусинками. Ножны имеют рисунок цветов, облаков и животных, выполненный золотым лаком на черном фоне».

Книга «Хонтё Гункико» (XVII в.) дает нам богатейшие познания о церемониальном японском оружии разных периодов. Интересный вид ранних парадных мечей мы находим там среди описаний древних мечей знати. Это мечи «кэнукигата-но тати» (в переводе «меч, формой напоминающий щипчики для выщипывания бровей – кэнуки»). Кэнукигата-но тати – не кинжалы, а настоящие длинные мечи, достаточно редкие, потому что их было отковано очень мало, а сохранилось еще меньше. Почему он итак называются? Рукоять такого меча выполнялась из полосы железа целиком вместе с клинком. В середине рукояти отковывалось продольное отверстие, напоминавшее косметические щипчики кэнуки. Отсюда и это метафорическое название.

Самый древний и хорошо сохранившийся парадный кэнукигата-но принадлежит семье Фудзивара и сохраняется в Касуга, фамильном синтоистском святилище в городе Нара. Это изящный клинок с ножнами, лакированными драгоценным лаком маки-э с фигурками воробьев среди бамбука, сделанными из перламутра. Практически того же возраста меч сохраняется в святилище Исэ в префектуре Миэ. Этот клинок в превосходном состоянии (даже сохранились ножны, обитые алой парчой). Он тоже изначально ковался для семьи Фудзивара и в X веке принадлежал главе клана по имени Тавара Тота Хидэсато.

Еще два богато украшенных церемониальных кэнукигата-но тати, в менее хорошем состоянии (отсутствуют оправы, значительные повреждения) находятся в Тэммангу в Дадзайфу и в храме на острове Тикубу на озере Бива. Эти мечи когда-то принадлежали сановникам Сугавара Митидзанэ (845-903 гг.) и Тайра Цунэмори (1125-1185 гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: