Боевые парадные мечи итомаки-но тати и маки-тати

Парадные мечи сирадати и куродзукури-но тати

Парадные мечи хосодати

Хосодати (узкий тати) – это популярная форма церемониального меча в средневековой Японии. Крепились такие парадные тати к поясу при помощи шнуров обитори, продетых сквозь отверстия в двух крупных муфтах, надетых на ножны, и называющихся ямагатаканамоно («деталь, формой похожая на гору»).

Хосодати были лидерами во всей японской «оружейной истории» по количеству и богатству украшений, это настоящие игрушки, в которых мастерство кузнеца остается глубоко в тени по сравнению с мастерством ювелира. Клинки у таких мечей обычно делались никудышными, но вот внешность! Цуба этих мечей была классической, но при этом имела боковые фигурные петли, богато гравированные, золоченые, а иногда и вовсе из чистого золота. Шнуры для ношения хосодати и другие детали украшения мечей имели строгую цветовую символику, в зависимости от социального положения владельца. Книга «Хонтё Гункико» (XVII в.) отлично описывает строгую иерархию оправ таких клинков.

Хосодати, как следует из этого источника, нужно было надевать в присутствии императора по торжественным случаям, таким как: выезд правителя из дворца на праздник Риндзи-но Мацури, участие в праздниках Сэцуэ, Гиоко и празднике очищения Гокэй. Знать использовала эти мечи как элемент парадного костюма вплоть до периода Муромати (1392-1572 гг.)

Период Муромати дал японскому оружейному искусству целых ряд стилей красивых парадных мечей. Так, при выходе на публику знать использовала в своем костюме церемониальный меч сирадати (переводится как «белый тати»).

Почему этот меч так назывался? Сирадати имел классическую оправу из хорошо отполированного чистого серебра, и выглядел сияюще-белым. Согласно этикету, эти мечи могли носить лишь представители знати пятого ранга и выше. Противоположностью сирадати являлся «черный тати», или по-японски куродзукури-но тати. Свита боле низких рангов должна была вся появляться на торжественных мероприятиях, вооруженная такими мечами. Куродзукури-но тати имел блестящие ножны, покрытые слоем черного лака, рукоять самэ, также покрытую черным лаком, и металлические детали из черно-фиолетового сплава сякудо.

Роскошь этих мечей подчеркивали золоченые мэнуки (украшения рукояти) и кожаные ремни подвески обитори с давлеными силуэтами ирисов («сёбу-кава» или кожа с ирисами).

«Белые тати» и «черные тати» были принадлежностью светской знати, которая не участвовала в военных сражениях. Высокопоставленные самураи и военачальники в бою носили совершенно другие мечи, более лаконичные и функциональные. Они именовались итомаки-но тати (мечи, оплетенные нитью). Этот вид появился в конце периода Муромати, и даймё использовали их в качестве наград, подарков и даров храмам.

Оправы итомаки-но тати просты, но сделаны из очень дорогих материалов. Так, ножны покрывались не простым лаком, а роскошным драгоценным лаком маки-э. Изображения гербов в виде металлических накладок на ножнах и металлические детали самих мечей тати были выполнены из роскошного черно-фиолетового сплава из меди и золота сякудо. Поверхности оправы меча чеканились в виде «рыбьей икры», то есть множества маленьких шариков (по-японски нанако, «рыбьи дети»). Гербы (мон) и накладки часто золотились.

Рукоять итомаки-но тати против скольжения оборачивалась шкурой ската или акулы (самэ) или дорогой парчой, поверх которой обязательно надевалась оплетка из цветного шнура и мэнуки из гербов. Также имелась парчовая обертка на ножнах в области коси, поверх которой шла оплетка из того же цветного шнура. Это, собственно, и дало название мечам такого типа.

Цуба итомаки-но тати из сплава сякудо с золочеными гербами и ободом была украшена в стиле нанако и имела форму аои.

Например, меч, подаренный правителем Тоётоми Хидэёси семье Уэсуги, имеет рукоять золотой парчи и коричневого шелкового шнура, ножны насидзи (лак с золотыми частицами), похожие на нежную зернистую поверхность разрезанной груши, и выполненные лаком маки-э изображения фамильных гербов. Металлические детали сякудо нанако украшены золочеными гербами.

Разновидностью таких мечей были маки-тати, у которых ножны и рукоять оплетались не текстильным шнуром, а кожаными ремнями.

Классификация мечей, разработанная Бемером и Петерсеном, базировалась только на форме эфеса и стиле украшений эфеса и ножен. При этом почти не принималась во внимание форма клинка. Такой подход неприемлем для рыцарских мечей, поскольку только форма их клинков дает основной ключ к любой их классификации. Классифицировать это оружие только по форме эфеса невозможно, единственный способ – базировать типологию на пропорциях всего меча, полностью игнорируя тип яблока или крестовой гарды, которые они могут иметь.

Итак, следующие типологии базируются исключительно на эстетическом стандарте, форме и пропорции – единственных критериях, классификация работает.

Некоторые исследователи, создавая труды о мечах, предпочитали описывать их в положении – эфес вниз, клинок вверх. Другие (и таковых большинство) изображают меч острием вниз, а эфесом вверх. Мне такое положение тоже представляется более естественным, и, кроме того, именно так описываются мечи в скандинавской литературе. Здесь слова «верхний эфес» и «нижний эфес» часто используются, когда говорят о яблоке и крестовой гарде соответственно. Кроме того: если на крестовины рыцарских мечей нанесены надписи, они всегда расположены так, что их можно прочитать, только когда меч расположен эфесом вверх. Гербы, которыми украшены яблоки, перевернуты, когда меч держат острием вверх, и находятся в естественном положении, когда острие меча направлено вниз. Точно так же, когда на клинок наносятся пиктографические знаки (клеймо изготовителя) – шлемы, щиты, мечи и кинжалы, а в одном случае в Копенгагене – даже голова быка, их положение естественно, когда острие меча направлено вниз.

Исключение составляли церемониальные мечи – их еще называли парадными. В этом случае все наоборот, поскольку их всегда видели только с острием, направленным вверх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: