Балансировка вертолета

Установившийся полет всякого летательного аппарата возможен при условии полной его балансировки, т. е. при равенстве нулю суммы всех сил и суммы всех моментов, действующих на летательный аппарат. В отличие от самолета балансировка вертолета имеет принципиальные особенности, определяемые в основном условиями работы и свойствами несущего винта, а также аэродинамической асимметрией вертолета одновинтовой схемы.

Характерные особенности балансировки:

1. У самолета угол тангажа в значительной степени зависит от угла наклона траектории полета. У вертолета же угол тангажа изменяется при изменении угла наклона траектории столь незначительно, что при одной и той же скорости полета в наборе высоты, в горизонтальном полете и на планировании практически остается неизменным.

2. В отличие от самолета у вертолета с изменением скорости горизонтального полета положение ручки управления в поперечном отношении существенно изменяется. Вместе с этим от скорости прямолинейного полета зависит также и балансировочное положение педалей ножного управления.

Уяснить особенности балансировки вертолета можно, рассмотрев схему сил и моментов, действующих на вертолет в полете с поступательной скоростью (рис. 39).

Силы и моменты, действующие в установившемся
горизонтальном полете в плоскости симметрии
вертолета (продольная балансировка)

Силы:

G — сила тяжести;

Т — силатяги или составляющая полной аэродинамической силы несущего винта, направленная по оси втулки винта;

Н — составляющая силы R, действующая в плоскости вращения втулки несущего винта (продольная сила);

Хвр — сила вредного лобового сопротивления (сила сопротивления фюзеляжа и других ненесущих частей конструкции, шасси, стабилизатора);

Нр.в, Sр.в — продольная и боковая силы рулевого винта (эти силы практически очень малы и при анализе равновесия их обычно не учитывают);

Yст — подъемная сила стабилизатора.

Моменты:

Мреакт — реактивный момент рулевого винта;

Мпрод — продольный момент несущего винта, имеющего разнос горизонтальных шарниров лопастей.

Силы и моменты, действующие в поперечной плоскости
(поперечная балансировка)

Силы:

G — сила тяжести;

Y — вертикальная составляющая силы R (проекция силы на вертикальную плоскость);

S — боковая сила несущего винта (составляющая силы R, возникающая вследствие наклона конуса вращения лопастей вбок);

Тр.в — тяга рулевого винта;

Zф — боковая составляющая силы сопротивления фюзеляжа (например, при полете вертолета со скольжением).

Момент Мпоп — поперечный момент несущего винта, возникающий вследствие разноса горизонтальных шарниров.

Силы и моменты, действующие в горизонтальной
плоскости (путевая балансировка)

Rx — горизонтальная составляющая силы тяги;

Хвр — сила вредного сопротивления;

S — боковая составляющая силы тяги несущего винта;

Тр.в — тяга рулевого винта;

Zф — боковая составляющая силы сопротивления фюзеляжа;

Нр.в — продольная сила рулевого винта.

Моменты:

Мреакт - реактивный момент несущего винта;

Мр.в = Тр.вlр.в — момент тяги рулевого винта.

Показанные на рис. 39 силы, кроме силы тяжести G, дают относительно центра тяжести вертолета моменты, которые также надо учитывать при рассмотрении его балансировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: