double arrow

Основная. Совершенствование финансовых рынков


ЛИТЕРАТУРА

Заключение

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Совершенствование финансовых рынков

Банк России в рамках реализации Стратегии развития финансового рынка РФ планирует участвовать в работе по совершенствованию законодательства о финансовом рынке по следующим направлениям:

1) в целях создания независимой, эффективной и конкурентоспособной системы учета прав на ценные бумаги участвовать в процессе подготовки нормативных актов, регулирующих деятельность центрального депозитария, его функции и полномочия;

2) с целью повышения эффективности управления рисками по сделкам с государственными ценными бумагами РФ, проводимым участниками рынка через организатора торгов, установить требование о совершении сделок с участием центрального контрагента, а также продолжить участвовать в работе по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности;

3) в целях расширения возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков, участвовать в опреде­лении правовых механизмов секьюритизации активов и хеджирования рисков;




4) в целях улучшения инвестиционной привлекательности российского фондо­вого рынка продолжить участие в законотворческом процессе, направленном на упрощение процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг, расширение спектра ценных бумаг и совершенствование условий допуска на ор­ганизованный рынок иностранных ценных бумаг;

5) в целях развития институтов защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг участвовать в работе по правовому определению компен­сационных механизмов для инвесторов - физических лиц, а также института об­щего собрания владельцев облигаций.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6-7%, в 2009 году - до 5,5-6,5%, в 2010 году- до 5-6% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 5-6% в 2008 году, 4,5-5,5% - в 2009 году и 4-5% - в 2010 году.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год темпы роста внутреннего спроса могут быть несколько ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля будет не столь интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2007 годом. В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24-30% за год.



В 2009-2010 годах темпы прироста спроса на деньги будут замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить 20-24% в 2009 году и 16-20% в 2010 году.

Денежная программа на 2008-2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы.

В зависимости от сценарных вариантов темп прироста денежной базы в 2008 году может составить 18-24%, в 2009 году - 15-20%, в 2010 году - 12-17%.

Основным источником роста денежной базы в 2008-2009 годах, как и в предшествующий период, будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения цели по инфляции, что потребует от органов денежно-кредитного регулирования реализации комплекса мер по абсорбированию избыточной ликвидности в банковском секторе, то, начиная с 2009 года (по третьему варианту - с 2010 года) ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, в том числе - за счет наращивания валового кредита банкам. При этом в 2010 году по всем рассматриваемым вариантам кредит банкам может стать основным источником прироста денежного предложения, поскольку прогнозируется заметное повышение спроса со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России.



Проект основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года предусматривает смягчение бюджетной политики и уменьшение объема абсорбирования ликвидности в условиях существенного замедления роста остатков средств федерального правительства на счетах в Банке России.

По первому варианту денежной программы прирост ЧМР в 2008 году может сократиться до 37,9 млрд. долларов США (или около 1 трлн. рублей по фиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2007) - почти в 3 раза по сравнению с ожидаемым в 2007 году. В рамках данного сценария увеличение денежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд. рублей, поэтому требуемое снижение объема ЧВА составит около 233 млрд. рублей - в основном вследствие прогнозируемого сокращения чистого кредита расширенному правительству на 220 млрд. рублей (за счет роста остатков средств на счетах в Банке России).

В соответствии со сценарными характеристиками первого варианта при прогнозируемом существенном замедлении прироста ЧМР в 2009 году (до 226 млрд. рублей) и их абсолютном снижении в 2010 году на 118 млрд. рублей для удовлетворения спроса на деньги потребуется увеличение объема чистых внутренних активов. При условии замедления в 2009-2010 годах темпов прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России потребность в увеличении чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с 793 млрд. рублей в 2009 году до 991 млрд. рублей в 2010 году. При этом, если в 2009 году указанная потребность почти полностью будет обеспечена за счет снижения объема ликвидности, абсорбированной Банком России в предшествующий период, то в 2010 году более чем на 80% - за счет использования инструментов Банка России по предоставлению денежных средств кредитным организациям.

В рамках второго варианта денежной программы, в котором прирост чистых международных резервов в 2008 году может составить 1,3 трлн. рублей, предусмотрено уменьшение ЧВА на 421 млрд. рублей. Макроэкономические характеристики, соответствующие данному сценарию (в том числе более высокие мировые цены на энергоносители), предопределяют более значительное, чем по первому варианту, увеличение суммарных остатков средств на счетах федерального правительства в Банке России. Общее снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту программы может составить 370 млрд. рублей.

Второй вариант программы предусматривает, что в 2009-2010 годах прироста ЧМР (на 632 и 148 млрд. рублей соответственно) будет недостаточно для обеспечения запланированных темпов роста денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования. Поэтому прогнозируется увеличение чистых внутренних активов на 239 и 640 млрд. рублей соответственно. Для этого в 2009 году Банку России потребуется обеспечить рост чистого кредита банкам на 663 млрд. рублей, а в 2010 году - на 955 млрд. рублей (из них около 84% - за счет увеличения объема валового кредита).

Анализ ДКП на 2007-2010 годы позволяет сделать следующие выводы:

1. Органы денежно-кредитного регулирования в предстоящем году намереваются сместить акценты по целому ряду важных позиций денежного регулирования. В данном контексте речь идет о том, что из всех своих функций ЦБ рассматривает борьбу с инфляцией как главную. Таким образом, ЦБ и Министерство финансов заняли единую жесткую линию, изменить которую, насколько можно судить, будет сложно даже на уровне высшего руководства страны.

2. ЦБ видит своей перспективной задачей переход к режиму таргетирования инфляции. Как показывает опыт тех стран, которые используют таргетирование в качестве основной модели ДКП, ее применение требует свободно плавающего курса национальной валюты. Настойчивость постановки ЦБ данного вопроса - второй год подряд говорится об этом как о важной задаче на среднесрочный период - заставляет предположить, что денежные власти могут попытаться ввести "свободное плавание" рубля до 2010 года. Для этого, однако, должны сложиться соответствующие внешние условия, в первую очередь выражающиеся в существенном уменьшении притока средств с мировых сырьевых рынков.

3. Несмотря на сохраняющееся в 2008 году доминирование курсовых методов регулирования стоимости рубля, ЦБ заявляет о дальнейшей активизации процентной политики. Хотя в "Основных направлениях" содержится ссылка на ситуацию на внутреннем валютном рынке как вероятное препятствие реализации этих планов, ЦБ намеревается продолжать экспериментировать со ставками по своим депозитам.

4. Опасение ЦБ чрезмерно поднять ставки и тем самым привлечь иностранный спекулятивный капитал представляется вполне обоснованным. В то же время вызывает определенные сомнения ожидание ЦБ того, что значительного изменения сложившегося соотношения процентных ставок в России и за рубежом не произойдет, и сохранятся условия для притока иностранного (не спекулятивного) капитала в страну. В международном экспертном сообществе превалирует суждение, что в 2008 году ставки в долларах США и евро могут увеличиться. Одновременно можно ожидать, что ЦБ снизит свою ставку рефинансирования, которая косвенно влияет на процентные ставки коммерческих банков. Поскольку базовые экономические условия в 2008 году не носят радикального отличия от условий 2076 года, не исключено, что тренд по ставке рефинансирования сохранится, и она будет снижена на 1-1,5 процентных пункта. Очевидно, что при таком развитии событий спрэд между зарубежными заимствованиями и внутрироссийским размещением сократится, что негативно повлияет на маржу кредитных организаций.

5. Аналогично с прогнозом по укреплению курса рубля, диапазон спроса на деньги сделан единым для всех трех сценариев. При этом он повторяет минимальную и максимальную границы изменения спроса на деньги, применявшиеся на 2008 год, - от 19 до 28%. Учитывая, что в текущем году прирост спроса составит величину, почти вдвое большую, чем заложено в "Основных направлениях", возникает сомнение в корректности ее расчета на 2007 год.

6. В части инструментов денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ делает серьезную ставку на изъятие ликвидности у коммерческих банков. Темпы его прироста должны возрасти в 3 раза. При этом объем валового кредита банкам заложен на минимальном уровне, а увеличения в сравнении с 2006 г. не предусмотрено.

7. В части совершенствования банковской системы ЦБ остается приверженным политике "естественного отбора" лидеров отрасли и выбраковке слабых, плохо управляемых и недобросовестных кредитных организаций. В то же время практически по каждому из затронутых вопросов полезность задуманных мероприятий для банковской системы будет зависеть от их конкретного наполнения.

Также требует конкретизации формула "выравнивание условий доступа росийского и иностранного капитала в банковский сектор и конкурентных условий деятельности российских и иностранных банков". Нельзя исключать, что под этим подразумеваются изменения в законодательстве наподобие предложения о введении равных для резидентов и нерезидентов условий уведомления и получе­ния предварительного согласия ЦБ на приобретение акций (долей) кредитных ор­ганизаций, критически встреченного банковским сообществом.

8. Перечень мероприятий по совершенствованию банковского надзора в основном не содержит новаций. Внимание на себя обращают планы по инкорпорированию в отечественную нормативно-правовую базу подходов, отвечающих требованиям Базель П.

Необходимо отметить, что в ходе идущего обсуждения этой тематики, ведущие банки указывали на целесообразность дифференциации кредитных организаций с точки зрения моделей измерения риска и управления им. Предлагалось, например, разрешить кредитным организациям с хорошо поставленным риск-менеджментом применять базовый вариант стандартизированного подхода, а в определенных случаях - и систему внутренних рейтингов. По расчетам банковского сообщества, такой шаг упрочил бы конкурентоспособность отечественных кредитных органи­заций. Также неоднократно ставился вопрос о применении предусмотренного Ба­зелем II облегченного веса риска ипотечного кредитного портфеля, что способст­вовало бы развитию этого направления банковской деятельности.

Однако ЦБ не отошел от изначально занятой позиции по внедрению упрощен­ного стандартизированного подхода в сочетании с отказом от ряда понижающих коэффициентов. По-видимому, регулятор не вполне готов к тому, чтобы приме­нять более сложные методики управления риском, что является вполне естествен­ным в таком непростом вопросе. Однако было бы крайне желательно, чтобы в "Основных направлениях" было декларировано намерение ЦБ пойти на предла­гаемую дифференциацию в обозримом будущем.

9. В контексте продолжения работы по совершенствованию механизмов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма было бы целесообразно предложить ЦБ поддержать коммерческие банки в их диалоге с Комитетом по финансовому мониторингу о корректировке ряда законодательных и нормативных положений, на практике доказавших свою избыточность.

10. Применительно к секьюритизации активов как части работы по совершенствованию финансовых рынков необходимо указать ЦБ на то, что действующее законодательство в недостаточной мере учитывает применимый в России миро-


1. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (с изм. от 27.10.2008 г.).

2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008год(одобрено Советом директоров ЦБР 18 июня 2007 г.).

3. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. Учеб. М: Юрайт-издат, 2005.

4. Деньги, кредит, банки / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

5. Долан Э. Дж, Кэмпбелл К.Д. Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: пер. с англ. / под общ. ред. В.В. Лукашевича, М.-Л., 1991.

6. Деньги. Кредит. Банки./ Под ред. акад. Лаврушина О.И. Москва: Финансы и статистика, 2005.

7. Коваленко С.Б., Шулькова Н.Н. Сборник тестов по курсу «Деньги, кредит.

8. Свиридов Д. Ю. Деньги, кредит, банки: Уч. пос., М: Март, 2004, Гриф.

9. 9 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник, 2-е изд. Гриф, М: Юнити, 2006.







Сейчас читают про: