Тренировочный индивидуальный урок
40—45-минутный тренировочный индивидуальный урок дается ученикам 3-й группы. Тренер периодически дает задание на определенный, достаточно широкий круг технико-тактических действий, сообщает ученику только об общем характере возможных боевых ситуаций и, находясь в маневрировании, молча действует оружием, создавая необходимую тактическую обстановку, способствующую применению учеником различных наступательных и активно-оборонительных действий.
В практике этот вид урока носит название «немой». Для ученика это почти вольный бой, но с несколько сокращенными средствами, обусловленными задачами урока.
Если в парных упражнениях тренер главную роль видит в воспитании у ученика стереотипной повторяемости приема, то в тренировочном индивидуальном уроке он вносит в каждое новое повторение упражнения: уменьшение амплитуды движения оружия, изменение дистанции, повышение скорости движений и перемена их ритма, смену тактических задач, т. е. строит свои действия по принципу «повторение без повторений» с максимальным приближением к практике боя, тем самым развивая вариативность действий ученика.
|
|
В «немом» уроке часто тренируются и домашние заготовки для борьбы с конкретным противником.
Пример «немого» урока приводится на стр. 112 с расширенным арсеналом действий тренера.
Этот вид урока продолжительностью 5—15 мин применяют перед соревнованиями многие мастера, выдающиеся спортсмены после общей разминки и за 15—20 мин до начала боев. Его эффективность зависит от степени физиологической и психической врабатываемости данного фехтовальщика, его стартового состояния. Для спортсменов с заметными проявлениями неуравновешенности психических процессов задача урока состоит в снижении уровня возбудимости нервной системы, установлении гармоничности между процессами возбуждения и торможения.
На уроке-разминке тренер, избегая утомления ученика, повторяет его «коронные» приемы в излюбленных ситуациях, позволяющих бойцу сохранить свежесть, а главное — победный настрой ученика.
Исключается введение новых элементов и комбинаций, которые могут и не получиться. Тренер, если он даже знает и видит неподготовленность ученика к данному бою, должен искусственно вселить уверенность в спортсмена и укрепить стремление к победе.
В некоторых случаях разминочный индивидуальный урок заменяется легкими спортивными боями (без счета) с товарищами по команде.
В любом случае урок-разминка должен подготовить ученика к интенсивной соревновательной работе и настроить его на боевой лад.