Конституционно-правовой статус России

Принципы федеративного устройства России.

Принципы построения РФ (ч.3 ст.5):

1. государственная целостность;

2. единство системы государственной власти;

3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти;

4. принцип равноправия и самоопределения народов;

5. равенство во взаимоотношениях федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.

Принцип государственного суверенитета является основополагающим и закреплен в ст.4 Конституции. Государственный суверенитет предполагает свойство государственной власти, выражающееся в верховенстве, единстве, самостоятельности независимости власти на своей территории. Государственная целостность выражается в закреплении в Конституции следующих принципов:

1. верховенство федерального законодательства (ч.2 ст.4);

2. обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории и границ (ч.3 ст.4);

3. единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской, денежной сферы (ст.8);

4. единая армия, право государства на защиту суверенитета;

5. право на защиту государства и граждан во внешних отношениях;

6. государственная монополия на важнейшие отрасли хозяйства.

Равноправие – это гарантированный минимум равных прав и обязанностей территории для признания ее субъектом федерации и возможности приобретать и осуществлять одни и те же права и обязанности (в т.ч. дополнительные) при наличии одинаковых условий.

Предметы ведения РФ: исключительные и совместные.

Конституционно-правовой статус субъектов закреплен в Конституции, Декларации о государственном суверенитете и Федеративном Договоре 1992 года. Предметы ведения РФ и субъектов закреплены в ст. 71,72,73 Конституции РФ.

Виды полномочий (по ст.71):

· Сфера конституционно-государственного строительства (п. а, б, г, н, т.).

· Сфера экономического и социально-культурного строительства (п. д, е, ж, з, и, р).

· Сфера внешних отношений и защиты государственного суверенитета (п. к, л, п).

· Сфера охраны государственного порядка (п. о, м).

Конституционно-правовой статус определяется тремя видами документов: Конституция, Федеральные Законы и Договоры.

Характеристика конституционно-правового статуса:

1. Ст.4 определяет Россию как суверенное государство.

2. Россия имеет свою Конституцию.

3. Территориальное единство (ст.67).

4. Единое экономическое пространство (ст.8).

5. Единое гражданство.

6. Наличие единых органов государственной власти на всей территории федерации (ст.10, 11).

7. Наличие собственности РФ.

8. Единая денежная и кредитная система (ст.75).

9. Единые вооруженные силы.

10. Государственный язык (ст.68).

11. Право внешнеполитических сношений с иностранными государствами (ст.69).

12. Государственная символика.

Существуют два вида предметов ведения РФ: исключительные и совместные. Предмет ведения РФ – это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией (ст.71) к компетенции РФ. Ст. 71 определяет предмет исключительной компетенции РФ.

Принципы разграничения предметов ведения:

1. Конституционность.

2. Верховенство Конституции и Федеральных законов.

3. Равноправие субъектов Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий.

4. Недопустимость ущемления прав и интересов субъектов.

5. Согласование интересов РФ и субъектов.

6. Добровольность заключения договоров и соглашений.

7. Обязательность в обеспечении ресурсами.

8. Гласность в заключении договоров и соглашений.

Административно-территориальное устройство – это разделение территории субъекта на определенные части, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Принципы административно-территориального устройства:

1. исторический;

2. экономический принцип создания финансовых и экономических условий для формирования и развития населения на территории;

3. обеспечение населения здоровой и безопасной средой обитания;

4. учет природно-географических условий;

5. рациональной использование социальной инфраструктуры и системы коммуникаций (газ, электроэнергия и т.д.);

6. развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций, национальных и этнических групп;

7. оптимальное приближение государственного аппарата к населению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: