Понятие, сущность и признаки права

Человеческое общество объединено в сложной системе общественных отношений. Этой системе присущи внутренняя организованность и определенная степень упорядоченности складывающихся в обществе отношений. Для нормального существования общества необходимо, чтобы поведение людей регулировалось определенными правилами поведения, обязательными для исполнения. Такими правилами поведения являются нормы права.

Право возникло в эпоху первобытнообщинного строя. Попытки дать определение некой системе правил поведения, регулирующих общественные отношения, осуществлялись еще в древности. Соответственно на протяжении многих веков складывались концепции – теоретические представления о том, что есть право.

Определение того, что есть право зависит от типа правопонимания. В своем теоретическом развитии западная правовая мысль сформулировала 3 основных теоретических подходов к пониманию права: естественно-правовой, этатистский и социологический.

Естественно-правовой подход (юснатурализм) – один из древнейших вариантов правопонимания. Естественное право трактовалось как постоянное и неизменное и, подобно совершенным законам природы, такое же совершенное. В силу этого оно воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нравственности и гуманизма.

Начиная с античности, естественное право уподоблялось разумным законам природы, которым подчиняется все живое. Таковы естественные законы, заставляющие людей защищать собственную безопасность и свое имущество, вступать в брачные союзы, иметь детей и заботиться о них и т. д. Фактически, естественное право отождествлялось с естественной закономерностью.

В Средние века естественное право получило теологическое (божественное) основание. Его трактовали как волю Бога, который находит отражение в человеческом разуме в Священном писании.

Еще позднее в 17-18 вв. ест. Право связывали с правами и свободами человека, к. непосредственно вытекали из его природы. Естественное право возникло из природы человека, из разума и существует независимо от государства. Оно присуще всем людям и в соответствии с постоянством природы человек является вечной и неизменной категорией. Государство и право - это явления, обусловленные природными свойствами человека, которые ведут к образованию общества. Естественное право не установлено людьми и не является творением бога. Это такие законы, которые природа указывает людям во все времена для поддержания справедливости.

Уже в Новейшее время значительное распространение получила точка зрения, согласно которой естественное право представляет собой некий правовой идеал, на который необходимо равняться государственно установленному праву. Этот идеал зачастую воспринимался как совокупность нравственных требований к действующему в государстве праву.

На базе теории естественного права возникла договорная теория права как основа для ограничения абсолютной монархии. Эта теория опровергала теоретическое обоснование неограниченной власти монарха. Она объясняла государство и право как власть, основанную на поручении, исходящем от народа. Русский мыслитель Радищев утверждал, что государственная власть установлена народом и должна находиться под его контролем, а люди, организуя государство, ограничивают, но не теряют свою естественную свободу.

Этатистский подход - название происходит от французского слова этат – государство. Согласно данному подходу, право является созданием государства или опосредуется государством для того, чтобы получить все свои правовые свойства и стать правом. Право в этом случае понимается как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством.

Основными признаками права признаются формальная определенность и защищенность публичной властью государства. Иными словами право – это внешний порядок, поддерживаемый при помощи физического принуждения со стороны государства.

Идеи, характерные для этого направления, высказывались уже некоторыми древнегреческими софистами. Свое подтверждение этатизм получил в период становления в Западной Европе абсолютистских государств, а философское обоснование – в учении позитивизма.

Философский позитивизм возник в 30-х гг. 19 в, его основатель – французский мыслитель о.Конт. Видными представителями правового этатизма на Западе в 19-20 вв. были И.Бентам, Д.Остин, П.Лабанд, К.Бергбом.

Социологический подход – для социологического подхода характерно стремление понять право как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства. Право, с позиций такого подхода, возникает непосредственно в обществе, через отдельные правовые отношения постепенно складываясь в нормы обычаев и традиций. Часть из них получает государственное признание и отражается в законах. Для социологического подхода право есть не не просто нормативное установление, приказ, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правоотношениях. То есть правовое отношения предшествуют правовой норме, а то, что фактически содержится в книгах законов может быть «мертвым» и не оказывать никакого воздействия на общественные отношения. Решающую роль в отличие «правового» от «неправового» должен играть суд. Суд своими решениями даже может создавать право, основываясь на складывающихся в обществе представлениях о должном и справедливом.

Психологическая теория происхождения государства и права была широко распространена в России (Петражицкий Л.И., Коркунов Н.М.). Коркунов Н.М. считал, что государственная власть основана на свойственном человеку стремлении подчиняться. Петражицкий Л.И. пытался объяснить образование государства и права особыми психическими переживаниями людей, результатом которых стало осознание необходимости послушания, повиновения определенным лицам. Многие из приведенных выше теорий, как правило, опираются на какое-либо объективно существующее явление в обществе, но не основаны на всестороннем исследовании экономических факторов развития общества.

Мы дадим определение права с точки зрения этатистского типа правопонимания, поскольку на наш взгляд он имеет наибольшее практическое значение. Итак, право обладает рядом признаков:

1. Право - это система норм. Правовые нормы регулируют различные по-своему характеру отношения. Но они связаны между собой общей задачей - обеспечить нормальное существование общества в целом путем правового регулирования всей совокупности общественных отношений.

2. Право представляет собой правовую систему общеобязательных норм поведения, закрепленных в формальных актах, исходящих от государства (закон, указ и т. п.).

3. Общеобязательность норм поведения гарантируется государством, которое в случае неисполнения кем-либо установленного в норме правила поведения вправе применить принуждение.

4. Право - это система общеобязательных норм, в которой выражена воля государства, адресованная воле исполнителя этих норм. Иными словами, право обладает волевым содержанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow