Право - это система общеобязательных установленных и обеспечиваемых государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе

Право – это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемх компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

Подробнее характеризуя такое явление, как право, обычно останавливаются на следующих моментах.

Одно из основных свойств права - нормативность. Право состоит из норм - правил поведения общего характера, регулирующих общественные отношения. Норма в переводе с латинского означает образец; а нормативное регулирование общественных отношений представляет собой установление общих правил для определенной группы конкретных случаев. Схематически его можно представить следующим образом: Норма - Конкретная ситуация - Поведение в конкретной ситуации.

Право как регулятивная система состоит из дозволений (“можно”), запретов (“нельзя”) и обязываний (“должно”), которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет неперсонифицированный, неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве, характеризуется неоднократностью и длительностью действия.

Право - это не просто совокупность норм, а определенная их система. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, и чем теснее согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право.

Право устанавливается государственными органами. Каждый государственный орган в пределах своей компетенции издает нормативные акты, в которых содержатся нормы права. Это не единственный, но наиболее характерный способ установления права.

Право обязательно для исполнения теми гражданами, организациями или органами государства, которым оно адресовано. В общеобязательности официальных предписаний проявляется суверенитет государства.

Реализация права гарантирована государством. Большинство правовых норм соблюдаются и исполняются добровольно, однако за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению и ответственность за ее нарушение. Это для многих людей является фактором, обеспечивающим правомерное поведение.

Последние три свойства права в литературе иногда обозначаются термином “процедурность”. Право как регулятивная система имеет определенные процедуры создания, реализации и защиты. Данная характеристика подчеркивает связь права с государством.

Право - система формально определенных, т.е. таких норм, содержание которых выражено в тексте нормативного акта. С древнейших времен государство стремилось к записи, к четкому внешнему выражению своих официальных велений и как правило - к ознакомлению с ними населения. Так, законы Хаммурапи были выбиты клинописью на базальтовом столбе, который, предположительно, находился в центре Вавилона.

Иногда говорят о таком признаке права, как динамизм. Право с развитием общества не остается неизменным, вводятся новые правовые нормы, отменяются старые, многие предписания со временем переформулируются, излагаются иначе, по-другому группируются (например, объединяются в более крупные нормативные акты).

В различных изданиях можно встретить указание и на другие признаки права. В частности, обращают внимание на следующие два момента, которые в марксистско-ленинской юридической науке считались существенными характеристиками права, поскольку здесь прослеживается связь с экономической сферой жизни общества и с борьбой классов.

Содержание права в целом определяется материальными условиями жизни общества. Такой вывод был сделан с опорой на труды К.Маркса и Ф.Энгельса, в частности, на “Критику Готтской программы” (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.19. С.19: “Право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества”).

Право выражает волю экономически господствующего класса. Этот вопрос - в чьих интересах право регулирует общественные отношения? - является традиционным для марксистско-ленинской теории государства и права, которая говорила о том, что “право по своей сущности является возведенной в закон волей экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни” (см.: Маркс К., Энгельс К. Манифест коммунистической партии // Сочинения. Т.4. С.443). К более подробному рассмотрению данной проблемы вернемся позднее.

Определений права, различающихся как отдельными ньюансами, так и весьма существенно, в современной юридической науке предложено великое множество, например: “ Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений” (см.: Малько А.В. Экзамен по теории государства и права: 100 ответов на 100 возможных вопросов. Учебно-методическое пособие. М. Фирма Гардарика. 1996. С.46). “Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни” (см.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Саратов. СВШ МВД РФ. 1995. С.112). “Право - это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества - большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством” (см.: Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория права. Основные понятия и логические схемы. Мн. 1996. С.24).

Многие современные учебные пособия предлагают различные варианты рассмотренного выше так называемого нормативного понимания права, т.е. понимания права как совокупности правил, содержащихся в издаваемых государством нормативных актах. Однако юридическая действительность достаточно сложна и разнообразна, она предполагает наличие самых разных подходов к ее изучению. Наряду с нормативным пониманием права и основанным на нем научном направлении - юридическом позитивизме, есть иные варианты понимания и постижения сущности права, иные научные школы. Они будут рассмотрены в заключительном разделе, а пока остановимся на причинах существования в юридической науке различных подходов к пониманию права.

2. Сущность права. Ценность, функции и принципы права.

Типология права.

С категорией "сущность" мы уже встречались в теории государства. Ранее, в марксистско-ленинской теории государства и права вопрос о сущности права сомнений не вызывал и трактовался однозначно. "Сущность права выражается в его классовости. Право - классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силой. По своей сущности оно представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни. Именно так К.Маркс и Ф.Энгельс раскрыли сущность права в обществе с антагонистическими классами.... Следовательно, в обществе с антагонистическими классами право по своей сущности является возведенной в закон волей господствующего класса, средством классового, политического господства. Лишь в социалистическом обществе после уничтожения эксплуататорских классов и победы социализма право перестало быть орудием классового господства. Но и оно сохранило функции классового регулятора общественных отношений. Классовость права проявляется не только в том, что в обществе с антагонистическими классами оно используется как орудие классового господства, но и в том, что оно одновременно выступает в качестве инструмента общесоциального регулирования, как и государство, участвует в осуществлении общих дел, вытекающих из природы всякого общества". (См.: Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. М. Юрид. лит. 1985. С.58-59).

Вообще разработка категории сущности характерна для марксистско-ленинской юридической науки, однако, к сожалению, это было использовано не столько для познания соответствующих явлений, сколько в целях идеологических, политических - для демонстрации “сущностных” отличий социалистического государства и права, для доказательства их прогрессивности по сравнению с буржуазными юридическими институтами.

В современной учебной литературе по теории государства и права отношение к проблеме сущности права неоднозначное. В отдельных изданиях она вообще опущена, в других предлагается несколько видоизмененный, но в основе своей прежний взгляд - сущность права определяется через выраженную в нем волю - господствующего класса или всего народа. Получает распространение и следующий подход - анализ содержания и сущности права с точки зрения взглядов крупнейших мыслителей (И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля и др.), с позиций различных правовых учений (школы естественного права, юридического позитивизма, социологической юриспруденции, психологической концепции права), см., например: Общая теория права: Учебник / Под ред. А.С.Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М. Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1995. С.90-99; Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н.Манова. М. Изд-во БЕК. 1995. С.19-29; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Саратов. СВШ МВД РФ. 1995. С.113-122; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1. М. Юристъ. 1996. С.109-116.

В ряде изданий предлагаются более-менее самостоятельные варианты понимания сущности права. “Сущность права видится в “обеспечении” или “разграничении” жизненных интересов людей, в “выражении их воли”, в “установлении” определенного порядка общественной жизни” (см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Г.Стрекозова. 2-е изд., доп. и испр. М. “Дабахов, Ткачев, Димов”. 1995. С.188). “Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.... Итак, сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей" (см.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.119-120).

Представляется возможным, не обращаясь к подробным сущностным характеристикам права, предлагаемым различными юридическими концепциями, ограничиться несколькими замечаниями. Сущность, т.е. самая главная, определяющая черта, свойство всего, что придумано человеком, состоит в его ценности, потребности для человеческого общества, в предназначении данного предмета или явления. Поэтому сущность права, как и сущность государства, состоит в его социальном назначении - в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права". В учебной литературе она не получила широкого признания, все-же представляется целесообразным данное понятие предлагать для изучения и продолжить его научную разработку (но не исключительно с классовых позиций, как ранее, см.: Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М. 1971; Рабинович П.М. Социалистическое право как ценность. Львов. 1985).

Ценность права - это способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных потребностей и интересов общества и отдельных его членов. (Подробнее обо всех аспектах данной проблемы см.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.127-129). Ценность права выражается в том, что:

право - это средство организации управления обществом, оно придает действиям людей согласованность; реализация правовых норм приводит к упорядоченности общественных отношений; право - необходимое условие жизни и развития современного общества;

право - это действенное средство защиты существующего общественного строя, правовые нормы устанавливают меры ответственности (уголовной, административной, иной) за общественно опасные и вредные для общества деяния;

право - это и средство обновления общества, фактор прогресса; оно развивает те общественные отношения, в которых общество заинтересовано; непереоценимо значение права как инструмента перехода к новым экономическим и политическим отношениям, решения глобальных проблем современности;

право - выразитель справедливости, по своему назначению оно противостоит несправедливости, что подчеркивают многие правовые понятия (право - правое дело, юстиция в переводе с латинского означает справедливость);

право определяет меру свободы личности в обществе; право и свобода личности неотделимы друг от друга, поскольку право, определяя масштаб, границы свободы, помогает осознать их индивиду;

конкретизируя два последних момента, можно говорить о том, что право является средством утверждения нравственных начал в общественной жизни, средством воспитания населения, формирования прогрессивной культуры.

Для современной отечественной юридической науки несомненная и достаточно большая ценность права для общества - это аксиома. Однако в философской и юридической мысли есть направления, которые не признают право как действенный регулятор общественных отношений или вообще отрицают его значение в этом качестве.

Как и в случае с сущностью государства, также возможна постановка ряда конкретизирующих вопросов, охватывающих многие проблемы теории права:

* В чьих интересах право регулирует общественные отношения?

* В каких пределах право регулирует общественные отношения?

* В каких основных направлениях право регулирует общественные отношения?

* Какими способами право регулирует общественные отношения?

* На каких принципах осуществляется правовое регулирование общественных отношений? и т.д.

Право может регулировать общественные отношения либо в интересах всего общества, либо в интересах отдельных социальных групп (в том числе и классов), и с этой точки зрения в сущности права, как и в сущности государства, также возможно выделить две стороны. Самостоятельной, сложной и недостаточно изученной проблемой являются пределы правового регулирования общественных отношений.

Сущность и социальное назначение права конкретизируются в его функциях. Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения. Выделяют социальные и собственно юридические функции права. Первые показывают, на какие сферы общественной жизни осуществляется юридическое воздействие, а вторые - каким образом в самом общем плане это воздействие осуществляется.

Среди социальных функций права обычно называют политическую, экономическую, культурно-воспитательную, иногда - информационную и иные. Вполне правомерным представляется подход к выделению и анализу содержания социальных функций права, основанный на аналогии с основными направлениями деятельности государства (с функциями государства).

К собственно юридическим функциям права относятся регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция права - направление правового воздействия, выражающееся в установлении определенных правил поведения. В рамках ее выделяют регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую и регулятивно-охранительную функции права. Первая осуществляется путем установления запретов, предписаний воздерживаться от посягательств на определенные общественные отношения, вести себя пассивно; таким образом происходит закрепление определенного состояния общественных отношений. Вторая - при помощи предписаний, обязывающих для обеспечения развития соответствующих общественных отношений совершать определенные активные действия; она выражается в установлении юридических обязанностей. (Это не единственное понимание содержания регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций права). Охранительная функция права - это направление правового воздействия, нацеленное на охрану общественных отношений, урегулированных правом.

Сущность права помогают раскрыть принципы права - это те основополагающие идеи, начала, на которых базируется та или иная правовая система. Выделяют отраслевые, межотраслевые и общеправовые принципы права. Отраслевые принципы права действуют в рамках одной отрасли права (например, принцип равенства супругов в семейном праве). Межотраслевые принципы права действуют в рамках двух или нескольких отраслей права (например, принцип материальной ответственности, презумпции невиновности). Общеправовые принципы права действуют во всех отраслях права. Здесь можно указать на начала гуманизма, демократизма в формировании и реализации права, законности, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и личности. Теория государства и права основное внимание уделяет рассмотрению общеправовых принципов. Для уяснения их содержания возможно обращение к анализу некоторых принципов организации и деятельности государственного аппарата, а также отдельных принципов правового государства.

Возникновение и историческое развитие права. Право, как и государства, существовало не всегда, и возникновение данного социального института также связано с произошедшими в обществе несколько тысячелетий тому назад глобальными процессами, получившими название “неолитической революции” - с переходом от присваивающей к производящей экономике.

Правила, которые регулировали поведение людей в первобытном обществе, выражались в обычаях, традициях, обрядах, мифах. Они складывались самопроизвольно в течение длительного времени и были продиктованы необходимостью выживания и воспроизводства человека в жестких природных условиях; т.е., как иногда говорят, - имели “естественно-природную основу”. Социальные нормы первобытного общества сохранялись в сознании людей, они действовали не столько в силу гарантированности их какими-либо принудительными мерами, сколько в силу их авторитета, привычки, подражания поступать так, как поступают все. Обычно не возникало вопроса об их исполнении или не исполнении. Социальные нормы первобытного общества иногда называют мононормами, (т.е. едиными, нерасчлененными нормами), поскольку они являлись одновременно и обычаями, и нормами морали, и религиозными предписаниями.

Применяя современные классификации правовых норм и способов правового регулирования общественных отношений, и нормы первобытного общества можно разделить на устанавливающие определенные правила поведения и на предусматривающие ответственность за нарушение данных правил. В первом случае социальные нормы запрещают (“нельзя”), позволяют (“можно”) или обязывают (“необходимо”) совершать какие-либо поступки. Запреты существовали в основном в виде табу. Табу - это система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т.п.), нарушение которых по суеверным представлениям карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Так, существовал, например, запрет инцестов - браков между кровными родственниками. Также “запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства, телесные повреждения; каннибализм; воровство... и т.п. Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора,... на пользование той или иной территорией, источниками воды... и т.д. Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения, например, лодок”. К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись суровые меры наказания - общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь. (См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1. М. Юристъ. 1996. С.57-58, 61).

Социальные нормы, как и институты власти и управления первобытного общества, были основаны на присваивающей экономике, они обеспечивали воспроизводство общественной жизни при данных экономических условиях. “Таким образом, на теоретическом уровне следует выделять не только наличие в историческом развитии человечества двух способов хозяйствования - присваивающей и производящей экономики, но и наличие двух принципиально отличных систем регулирования, привязанных четко к сущности, экономическим и экологическим характеристикам этих способов хозяйствования, ко всему комплексу материальных, социальных и духовных отношений, существовавших в них” (см.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1. М. Юристъ. 1996. С.56).

Постепенно в процессе перехода от присваивающей к производящей экономике, с усложнением общества, с появлением публичной власти подвергается изменениям и нормативная система. Возникает право - система норм, которая качественно отличается от правил, регулирующих поведение людей в первобытном обществе. Прежде всего здесь необходимо указать на те признаки права, которые характеризуют его связь с государством. Право имеет иные процедуры создания, применения и защиты. Правовые нормы уже исходят от публичной власти и фиксируются как правило в письменной форме - в текстах нормативных актов. Предписания, установленные государством, обязательны к исполнению, при необходимости их реализация обеспечивается принудительной силой государства. Наконец, значительны и содержательные отличия права от социальных норм первобытного общества. Правовые нормы намного сложнее, многообразнее, богаче и в качественном, и в количественном отношении, поскольку они регулируют организацию сложнодифференцированного общества, основанного на производящей экономике. Таким образом, сам процесс возникновения права носит объективный характер - с развитием и усложнением общества право с необходимостью приходит на смену мононормам, регулировавшим поведение людей в первобытном обществе с присваивающей экономикой.

“Можно вообще выделить три основные фазы в развитии права. Первая - фаза зарождения, относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вторая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной системы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производящей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований”. (См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1. М. Юристъ. 1996. С.68). Первые правовые памятники представляют собой смесь закрепившихся и поддерживаемых государством обычаев, правил, сложившихся к тому времени в юридической практике органов публичной власти (прецедентов) и государственных постановлений. В содержательном плане здесь следует отметить отсутствие четкого деления права на отрасли, и даже четкого различения правового и неправового.

“Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа - в Древнем Египте, Законы Ману - в Индии, Коран - в мусульманских странах и т.п.).... В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений”. (См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.66).

Достаточно подробно и оригинально процесс возникновения права изложен в работах А.Б.Венгерова, см., например: Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1. М. Юристъ. 1996. С.41-75.

Представляет интерес и теоретическое осмысление процесса исторического развития права. Как и в теории государства, в теории права говорят об историческом развитии этого социального явления, используется категория “исторический тип права”. При исследовании процесса развития права возможно применение формационного и цивилизационного подходов. В первом случае дают характеристику рабовладельческому, феодальному, буржуазному и социалистическому праву; во втором -- древнее право (древневосточное обычное право, древнегреческое полисное право, римское право и др. типы), средневековое право (европейское партикулярное право, раннепрецендентное право, восточно-религиозное право и др.), право современное (романо-германское право, англо-саксонское прецендентное право, религиозно-традиционное право и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: