Правовые позиции КС РФ

Принцип разграничения доходов и расходов, а также источников финансирования бюджетного дефицита между бюджетами разного уровня

Каждый уровень власти в условиях такого разграничения должен самостоятельно обеспечивать сбалансированность своего бюджета (это его право и обязанность); самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; самостоятельно определять формы и направления расходования этих средств.

Законодатель утвердил право устанавливать налоги и сборы соответствующего уровня. Основная же проблема в том, что в условиях такого регулирования количество региональных и местных налогов сокращается, остается весьма незначительным; равным образом сокращается и участие С РФ и МО в установлении таких налогов.

Такая потребность в доходах удовлетворяется в процессе отчисления РФ на постоянной основе части федеральных доходов, но и этого порой не хватает для того, чтобы покрыть минимально необходимые расходы. Далее используются межбюджетные трансферты, прежде всего дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Также речь может идти о целевой финансовой помощи в форме субсидий.

Таким образом, это провозглашение самостоятельности не сопровождается закреплением за С РФ и МО каких-либо доходов, источников их доходной базы, а предполагает распределение федеральных налогов и датирование, соотвестветственно, С РФ и МО в целях финансового обеспечения исполнения ими собственных расходных обязательств. При этом действующее законодательство не устанавливает и каких-либо минимальных значений собственных доходов нижестоящих бюджетов при распределении между ними налоговых доходов.

Раньше принцип разграничения доходов и расходов преполагал распределение за публичо-правовыми образованиями видов доходов. Сейчас же мы говорим о распределении самих доходов и расходов.

С РФ и МО неоднократно обращались в КС РФ, полагая, что целым рядом законов нарушается их самостоятельность.

КС РФ подчеркивает, что финансо-бюджетная самостоятельность составляет основу финансово-правового статуса субъекта, однако необходимо установить конституционные пределы такой самостоятельности.

Самостоятельность реализуется во взаимосвязи с другими конституционными прицинпами: единства бюджетной системы, который имеет своим предназанчением такое распределение финансовых ресурсов, посредством которого финансово обеспечивается выполнение функций, возложенных на каждый уровень публичной власти. Недостаточность же собственных доходных источников на уровне С РФ и МО влечет необходимость и обязательность для РФ бюджетного регулирования в целях предоставления им необходимых средств, в том числе, и путем выделения им дотаций.

Стоит отметить, что необходимо разграничивать расходные полномочия (решение определенных задач и функций) и расходные обязательства. Исходя из данных расходных полномочий публично-правовое образование самостоятельно, но обязательно принимает на себя расходные обязательства в размере, определяемом уже самостоятельно.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ; муниципальных образований

Это не равенство социально-экономических потенциалов: речь идет об установлении единых правил, требований, принципов, на которых основывается и определение бюджетных полномочий соответствующих публично-правовых образований, исполнения этих полномочий, форм, условий и оснований предоставления им межбюджетных трансфертов и прочее.

См. ст. 31.1 БК РФ: все договоры и соглашения, которые противоречат и нарушают БК РФ, признаются недействительными. Любые особенности могут быть продиктованы только объективными условиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: