Первые мореплаватели
Но наши предки видели в Океане преграду и можно с уверенностью сказать, что только в силу настоятельной необходимости они отважились выйти в море. Возможно человека толкнули на это более важные обстоятельства: изменение климатической обстановки в ледниковый период, вынудившее его пуститься в плавание в поисках новых более благоприятных условий. Понимая, что как пловец он не может полагаться на свои силы, человек сначала приспособил себе в помощь стволы деревьев, переправляясь на них по воде на небольшие расстояния. Следующим шагом была постройка плотов, а затем появились выдолбленные из бревна челноки и каноэ. От этих первых лодок и пошло строительство морских судов, вершиной которого явилось создание огромных Океанских лайнеров и авианосцев.
Совершенствовалось искусство судостроения, и первые навигаторы научились доставлять в культурные центры древнего мира товары из дальних стран. Первые морские путешествия относятся к гораздо более раннему времени, чем принято считать. Еще задолго до того, как Гомер воспел подвиги Улисса в Средиземном море, купцы - мореплаватели курсировали между Красным морем и Персидским заливом, а арабские суда везли с Дальнего Востока в торговые центры Запада ткани, редкие сорта дерева и драгоценные камни. Хотя значительная часть этих перевозок осуществлялась на маленьких каботажных суденышках, тем не менее древние мореплаватели, несомненно, уже давно бороздили Эритейское море, как тогда называли Индийский Океан. Возможно, что примерно в то же время древние моряки впервые проникли в атлантический Океан, и вполне вероятно, хотя об этом не сохранилось никаких записей, что смелые мореплаватели добирались до западного побережья Африки и даже пересекали Бискайский залив, направляясь к берегам западной Франции и Британии. В 1 тысячелетии до н.э. появляются письменные свидетельства относительно первых попыток покорить морские просторы. И начинается эра мореплавания, о которой можно рассказывать бесконечно, и я конечно же не смог бы уместить все это в своем маленьком реферате.
В 332 - 331 годах до н.э. Александр Македонский основал столицу Эллинистического Египта Александрию. Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форосс вблизи дельты Нила.
Использование маяков началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания. В начале это были костры, расположенные на высоких берегах, а затем искусственные сооружения. Одно из семи чудес древнего мира - Александрийский или Форосский, светящийся маяк был сооружен в 283 году до н.э. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего пять лет, что само по себе примечательно.
Вот в каких строках Посидипп, современник Сократа, воспел форосское диво:
"И высоко рассекая эфир, поднимается башня,
Всюду за множество верст видная путнику днем;
Ночью же издали видят плывущие морем все время
Свет от большого огня в самом верху маяка..."
Высота маяка огромна: по одним данным 120 метров, по описаниям Ибн- аль - Сайха (11 век) - 130 - 140 метров, по некоторым современным публикациям, даже 180 метров. Александрийский маяк простоял около 1500 лет, неся службу светоча, помогая ориентироваться средиземноморским "кибернетос", как называли кормчих древние греки. Маяк дважды страдал от Землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из - за выветривания камня. Название острова превратилось в символ. Форосский маяк - одно из семи чудес света.