Разные термины для племянников (для детей брата и для детей сестры).
Отдельные термины для обращения брата и сестры друг к другу.
Система родства основывалась на экзогамной группе и материнской линии родства.
Положение женщины в семье и обществе не везде было одинаково.
Семейные обычаи были разнообразными и сложными.
05.04.12
После трапезы женщина уходила в женский дом, где проводила около месяца. За это время жених должен был успеть построить хижину и пригласить её в их новый дом.
- Избегания
между тёщей и зятем (не должны общаться / либо общались очень редко с сохранением формальностей и статусов (статус зятя намного ниже)
- Регулирование отношений между людьми одного возраста или пола. Особые отношения между братьями и сёстрами (одна кровнородственная группа). А отношения свойства обязывали избегать друг друга.
На некоторых островах были обычаи избегания между родными братьями и сёстрами.
3 варианта:
- полностью свободное (о-ва С-З Меланезии): женщины занимали почётное место в семье, занимались обрядами, считалось, что деревня, где женщин меньше, чем мужчин – более слабая. Женщины, как правило, исключались из собрания старейшин. Не являлись вождями.
|
|
- зависимое, но несильно подчинённое: мужчины и женщины ели отдельно, но иногда женщины занимали важное место в каких-то сферах: например, в рыночной торговле, могли иметь свой земельный участок или пальмы (собственность)
- подчинённое (Новые Гибриды, Новая Каледония): + наказания за неверные поступки.
Отец и его братья – одни термины.
Брат матери – другие термины
Сёстры матери и сёстры отца – разные термины
В своём поколении мужчина и женщины по-разному называли старших и младших братьев / сестёр.
Ортокузены обозначались теми же терминами, что родные братья и сёстры.
Кросскузены – одними и теми же.
В целом, земельные угодья и пространства находились в собственности всей общины. Каждый обрабатывал определённый участок, то, что он получал – считалось его собственностью. Если он переставал обрабатывать землю, то она возвращалась в общинный фонд, и он лишался прав на неё.
У меланезийцев не совпадала собственность на землю, на пальмы и на то, что на них росло. На чужой территории могли находиться деревья, которые принадлежали человеку, который не обрабатывает землю, на которой оно растёт.
Дома и постройки находились в собственности семьи. Были и общественные постройки: мужской дом, дом для собраний, амбары. На собраниях старейшин назначали людей, которые поддерживали в нормальном состоянии общественные постройки.
|
|
Одежды, украшения, орудия труда (кроме больших сетей и больших лодок, которые находились в собственности общины) – личная собственность.
Важный элемент экономики (и ритуала) – обмен.
- обмен продуктами хозяйства
Остров, где было много глины – сбывал керамику J и т.д.