Пробелы в праве и способы их ликвидации

Акты применения права.

Стадии правоприменения.

Признаки правоприменения.

Общее понятие правоприменения и ситуации, в которых оно необходимо.

1. Применение - одна из форм реализации права.

Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, долж­ностных лиц. Это:

ü отношения в сфере государственного управления (например, назначе­ние должностного лица вышестоящим должностным лицом);

ü отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);

ü отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах);

ü отношения по привлечению к юридической ответственности, назна­чению и исполнению наказания;

ü иные общественные отношения.

2. К признакам применения права относятся:

ü его осуществление компетентными государственными органами и дол­жностными лицами;

ü соблюдение процессуальной формы;

ü индивидуальный характер;

ü установление конкретных субъективных прав, юридических обязанно­стей, ответственности в случае их нарушения;

ü принятие индивидуального правового решения (например, приказа о ' назначении на должность, приговора суда).

3. Основными стадиями правоприменения являются:

ü установление фактических обстоятельств дела;

ü исследование и квалификация фактических обстоятельств;

ü решение по юридическому делу. -Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие. правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки ' (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей,; документов, свидетельств очевидцев).;] Доказательства должны быть относимыми - иметь отношение и иссле­дуемым обстоятельствам; допустимыми - собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними - полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических об­стоятельств.

При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы правительства, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая ответственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом. Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

ü процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);

ü издание индивидуализированного акта применения права (например, • приговора, решения суда).

4, Акты применения права классифицируются: по издавшим их субъектам на:

ü акты органов государственной власти (например, постановление Госу­дарственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);

ü акты органов государственного управления (например, приказ о при­нятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);

ü акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, поста­новление налоговой инспекции о применении определенных мер юри­дического воздействия в отношении конкретного неплательщика на­лога - физического лица, организации);

ü акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);

ü акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утвержде­нии конкретного лица на должность главы местной администрации); по характеру правового воздействия:

ü регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника орга­низации);

ü охранительные (приговор суда по уголовному делу); по значению:

ü основные (например, решение суда по существу юридического дела);

ü вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований);

по форме:

ü устные (наложение штрафа за безбилетный проезд);

ü резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руково­дителем организации на заявление работника);

ü документированные (указ Президента РФ; приговор суда).

Правоприменительный процесс осуществляется также в случае пробе­лов в праве.

5. Пробел в праве - отсутствие необходимой нормы, регулирующей обще­ственные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации. В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется путем:

ü издания компетентными органами недостающей правовой нормы (нор­мативно-правового акта) - обычно длительный процесс, не позволяющий оперативно реагировать на потребности правового регулирова­ния;

ü заполнения пробела в праве правоприменителем (не лучший с точки зрения законности способ, однако оперативный и эффективный нынешних условиях).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: