Акты применения права.
Стадии правоприменения.
Признаки правоприменения.
Общее понятие правоприменения и ситуации, в которых оно необходимо.
1. Применение - одна из форм реализации права.
Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Это:
ü отношения в сфере государственного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом);
ü отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);
ü отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах);
ü отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания;
ü иные общественные отношения.
2. К признакам применения права относятся:
|
|
ü его осуществление компетентными государственными органами и должностными лицами;
ü соблюдение процессуальной формы;
ü индивидуальный характер;
ü установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения;
ü принятие индивидуального правового решения (например, приказа о ' назначении на должность, приговора суда).
3. Основными стадиями правоприменения являются:
ü установление фактических обстоятельств дела;
ü исследование и квалификация фактических обстоятельств;
ü решение по юридическому делу. -Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие. правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки ' (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).
Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей,; документов, свидетельств очевидцев).;] Доказательства должны быть относимыми - иметь отношение и исследуемым обстоятельствам; допустимыми - собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними - полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств.
При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы правительства, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая ответственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом. Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:
|
|
ü процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);
ü издание индивидуализированного акта применения права (например, • приговора, решения суда).
4, Акты применения права классифицируются: по издавшим их субъектам на:
ü акты органов государственной власти (например, постановление Государственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);
ü акты органов государственного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);
ü акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, постановление налоговой инспекции о применении определенных мер юридического воздействия в отношении конкретного неплательщика налога - физического лица, организации);
ü акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);
ü акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации); по характеру правового воздействия:
ü регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника организации);
ü охранительные (приговор суда по уголовному делу); по значению:
ü основные (например, решение суда по существу юридического дела);
ü вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований);
по форме:
ü устные (наложение штрафа за безбилетный проезд);
ü резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руководителем организации на заявление работника);
ü документированные (указ Президента РФ; приговор суда).
Правоприменительный процесс осуществляется также в случае пробелов в праве.
5. Пробел в праве - отсутствие необходимой нормы, регулирующей общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации. В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется путем:
ü издания компетентными органами недостающей правовой нормы (нормативно-правового акта) - обычно длительный процесс, не позволяющий оперативно реагировать на потребности правового регулирования;
ü заполнения пробела в праве правоприменителем (не лучший с точки зрения законности способ, однако оперативный и эффективный нынешних условиях).