Стадии правового регулирования

Типы правового регулирования.

Способы правового регулирования.

Методы правового регулирования.

Предмет правового регулирования.

Общее понятие правового регулирования.

Недостатки теории.

Достоинства теории.

Основное содержание марксистской теории.

Авторы марксистской теории права.

Недостатки теории.

Достоинства теории.

Суть теории.

Авторы теории.

1. Социологическая теория права сформировалась в XX веке. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев.

2. Суть социологической теории составляют следующие положения:

ü право и закон нетождественны между собой;

ü закон - писаное право;

ü право - реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практи­ка, правопримение)-

3. Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понима­ния правопорядка.

4, Недостаток теории в фактическом отождествлении права и правопо­рядка.

ВОПРОС 44. Марксистская теория права

1. Марксистская теория права зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конц?0~х гг. XX в.

Основоположн101 Данной теории- К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); ЕИ- Ленин (187° ' 1924)-

2. Суть марксистской теории права составляют следующие положения:

• в основе теории - лежит классовый подход;

• право - возведенная в закон воля правящего класса;

• право отражав существующие производственные отношения, где ос­новная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников

• право устанавливается и охраняется государством.

3. Сильной чертой явилось подведение экономического базиса под вопрос изучения права, трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права

4. Основной недостаток теории - преувеличение роли классовых антагониз­мов, недооцен1 интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе).

ВОПРОС 45. Правовое регулирование

1. Правовое регулирование - воздействие юридическими средствами на общественные отношения и доведение людей.

2. Предмет правового регулирования - та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:

ü властеотношения;

ü отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопо­рядка;

ü отношения по поводу обмена материальными и нематериальными цен­ностями.

3. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы.

В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в,; подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично- правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) ПРИ регулировании властеотношений. Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотно­шения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения. Диспо­зитивный метод обычно применяется в частноправовой сфере (напри­мер отрасли гражданского пра183)-

Также при правовом регулировании возможно сочетание императивно­го и диспозитивного методов.

4. Теория государства и права выделяет три основных способа правового регулирования:

ü дозволение

ü обязывание

ü запрет.

Управомочивание (дозволение) - наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади; имеет право ее использования).

Связывание - предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить свои обязательства перед кредитором).

Запрет - возложение на участника правоотношений обязанное™ не I совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом - дарить, продавать и т. д.).

Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет - из регулятивной статической.

Дополнительными способами правового регулирования являются ин­формационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или иных деяний); применение мер принуждения.

5. Основными типами правового регулирования являются:

ü общедозволительный;

ü запретительный

Смысл общедозволительного типа - разрешено все, что не запрещено законом, запретительного - запрещено все, что не разрешено зако­ном.

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не зап­рещено законом).

Запретительный тип применяется при регулировании статуса государ­ственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т. д.).

6. Выделяются следующие стадии правового регулирования:

ü возведение государственной воли в закон; I/ индивидуализация прав и обязанностей;

ü реализация права.

ü При возведении воли государства в закон:

ü определяется круг участников правоотношения;

ü устанавливается (указывается) их статус;

ü определяются возможные права и обязанности участников правоотно­шения;

ü указываются возможные варианты их поведения;

ü данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в уста­новленном порядке. На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношения):

ü наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой, - юридические факты;

ü нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;

ü возникают правоотношения;

ü участники правоотношений приобретают конкретные права и обязан­ности.

На стадии реализации правовая норма начинает "работать" - использо­ваться участниками правоотношений, применяться к конкретной си­туации.

ВОПРОС 46. Механизм правового регулирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: