Темы и вопросы для обсуждения. Характеристика Трудового кодекса Российской Федерации

Характеристика Трудового кодекса Российской Федерации. Зада-чи трудового законодательства. Запрет на принудительный труд. Госу-дарственная политика в области содействия занятости населения. Со-держание и принципы социального партнёрства в сфере труда.

Конституционное право на труд получило развитие в Трудовом ко-дексе Российской Федерации. После Конституции Российской Федерации среди законов о сфере труда он является важнейшим документом, актом, обладающим высшей юридической силой. По сути – это кодифицирован-ный источник трудового права. Характерным является и то, что он усили-вает отраслевую принадлежность норм трудового права. Кроме того, он содержит много новых и важных положений, относящихся ко всем инсти-тутам российского трудового права.

Кодекс состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. В пре-амбуле Кодекса определены цели трудового законодательства, которые заключаются в установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создании благоприятных условий труда, защите прав и интересов работников и работодателей.

В преамбуле также закреплены задачи трудового законодательства.

К ним относится создание необходимых правовых условий для достиже-ния оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

- организации труда и управлению трудом;

- трудоустройству у данного работодателя;

- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

- социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

- участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмот-ренных законом случаях;

- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

- государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нор-мы трудового права;



- разрешению трудовых споров;

- обязательному социальному страхованию в случаях, предусмот-ренных федеральными законами.

Таким образом, трудовое законодательство Российской Федерации содержит принципы и нормы отношения к труду, которые необходимы гражданам социального государства. Следует подчеркнуть, что право че-ловека на труд относится к основным правам человека, а состояние зако-нодательства и реальное положение дел в области реализации данного права не только являются показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействуют на эффективность его экономики, как ма-териальной основы жизни граждан страны. Поэтому трудовое законода-тельство по сути своей является законодательством социальным, а трудо-вое право является правом социальной защиты.

Конституция в статье 37 провозглашает право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитар-но-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров за-конными способами, включая право на забастовку. Основой для включе-ния в Конституцию Российской Федерации положений, закрепляющих право на свободный труд, вознаграждение и гарантии условий труда, ста-ли международные документы. Гарантии данного положения Конститу-ции можно найти и в Гражданском кодексе Российской Федерации, Тру-довом кодексе Российской Федерации и Арбитражном кодексе Россий-ской Федерации, ответственность за их нарушение предусмотрена в Уго-ловном кодексе Российской Федерации. Тем не менее положения законо-дательных актов не всегда соответствуют требованиям международных правоохранительных организаций. Так, требование Всеобщей декларации прав человека об установлении уровня оплаты труда, который бы мог

обеспечивать достойное существование человека, для Российской Феде-рации с её нестабильной экономикой пока невыполнимо.7

Согласно ч. 2 ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации прину-дительный труд – это выполнение работы под угрозой применения како-го-либо наказания (насильственного воздействия). Также к принудитель-ному труду относятся нарушение установленных сроков выплаты зара-ботной платы или выплата её не в полном размере; требование работода-телем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

7 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.:

Проспект, 2010. – С. 87.



В России принудительный труд запрещён, но ранее в социалистиче-ском обществе тунеядство было наказуемым деянием. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом. Исклю-чениями здесь, конечно, будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнять определённые работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях и т.д. Тем не менее, произвола здесь быть не может – законодательство определяет все случаи ограничения данной свободы.

Право на свободу труда неотделимо от права на безопасные условия труда, в качестве их гарантий Россия подписала конвенции Международной организации труда, определяющие требования безопасности и гигиены.

Минимальный размер оплаты труда – законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для опре-деления размеров пособий по временной нетрудоспособности. На данный момент МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспо-собного человека (ч. 1 ст. 133 ТК Российской Федерации).

Право на защиту от безработицы закреплено конституционно, полити-ка государства в области занятости предполагает решение этой острой для России проблемы – социальная защита безработных, создание новых рабо-чих мест и т.д. Правовые, экономические и организационные основы госу-дарственной политики содействия занятости населения, в том числе гаран-тии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населе-ния в Российской Федерации». Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В соответствии с данным Законом государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализа-ции права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод-ное развитие человека;



- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граж-дан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их спо-собностей к производительному, творческому труду;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граж-дан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица, осво-бождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения сво-боды; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсион-ного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхо-да на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, де-тей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследст-вие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане

в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одно-го года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз-дающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости насе-ления;

- координацию деятельности в области занятости населения с дея-тельностью по другим направлениям экономической и социальной поли-тики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

- координацию деятельности государственных органов, профес-сиональных союзов, иных представительных органов работников и рабо-тодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости насе-ления;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости на-селения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и

иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.8

8 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.:

Проспект, 2010. – С. 87.



И ещё одна важная особенность нынешнего Трудового кодекса Рос-сийской Федерации. В нём достаточно чётко выражена идея социального партнёрства в сфере труда. В ст. 23 ТК Российской Федерации социальное партнёрство определяется как система взаимоотношений между работни-ками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отно-шений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнёрства являются работники и работо-датели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления яв-ляются сторонами социального партнёрства в случаях, когда они высту-пают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотрен-ных трудовым законодательством.

Согласно ст. 24 ТК Российской Федерации основными принципами социального партнёрства являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учёт интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями трудового законо-дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру-дового права;

- полномочность представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу

труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, со-глашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

1. Опишите структуру и содержание Трудового кодекса Российской Федерации.

2. В чём заключаются задачи трудового законодательства.



3. Определите содержание и нормативное обеспечение государст-венной политики в области содействия занятости населения.

4. Содержание и принципы социального партнёрства в сфере труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: