Темы и вопросы для обсуждения. Правовые основы обязательного социального страхования

Правовые основы обязательного социального страхования. Ос-нования социального обеспечения. Пенсионное законодательство России. Категории имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Понятие страхового стажа. Нормативное обеспечение благотворительной деятельности.

Важное место в защите интересов работников Трудовой Кодекс Рос-сийской Федерации отводит социальному страхованию. Закреплённое в ст. 39 Конституции Российской Федерации положение о социальном страховании получило развитие в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Обяза-тельное социальное страхование – часть государственной системы соци-альной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое

в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и(или) социального положения,

в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий из-менения материального и(или) социального положения работающих гра-ждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Фе-дерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального за-болевания, беременности и родов, рождения ребёнка (детей), ухода за ре-бёнком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных за-конодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Выплаты в указанных случаях осуществляются за счёт средств социального страхования. Бюджет фонда обязательного социаль-ного страхования утверждается на очередной финансовый год федераль-ным законом.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» являет-ся одним из действенных средств обеспечения социальной защищённости российских граждан, что способствует формированию в Российской Фе-дерации социального государства. Вместе с тем, следует отметить, что в нынешних условиях финансово-экономического кризиса данный закон нуждается в усовершенствовании. Особенно это касается размеров выплат и пособий по утрате гражданами трудоспособности.



Содержание ст. 39 Конституции Российской Федерации конкретизи-рует конституционное положение о том, что Россия – социальное госу-дарство. Социальное обеспечение – это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых дру-гих, не зависящих от них причин, не имеют достаточных средств к суще-ствованию.

Часть 1 статьи 39 перечисляет основания социального обеспечения. Это и определённые возрастные периоды в жизни человека, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является ис-черпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

Пенсионное законодательство России состоит в основном из двух за-конов – Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудо-вых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона от 15 де-кабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом «О го-сударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пен-сия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная госу-дарственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Фе-деральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях ком-пенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслу-ги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесённого здоровью граждан при прохожде-нии военной службы, в результате радиационных или техногенных ката-строф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техно-генных катастроф;

6) нетрудоспособные граждане.



Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает-ся одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляет-ся только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Данный Закон содержит перечень видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пен-сиях в Российской Федерации» дал определение трудовым пенсиям. Тру-довая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застра-хованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом. Закон в статье 7 установил общие условия назначения трудовой пенсии по старости. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и жен-щины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назнача-ется при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение ко-торых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

11 августа 1995 г. был принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О бла-готворительной деятельности и благотворительных организациях». Одной из целей благотворительной деятельности является социальная поддержка и защита граждан, включая улучшения материального положения мало-обеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенно-стей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.9

1. Правовые основы обязательного социального страхования.

2. Система социального обеспечения.

3. Пенсионное законодательство России.

4. Категории, имеющие право на пенсию по государственному пен-сионному обеспечению.

5. Понятие страхового стажа.

9 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.:

Проспект, 2010. – С. 87.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: