Тема 4. Конституционно-правовые основы социального государства

Конституция – нормативная основа модернизации страны. Нор-мативное содержание понятия «социальное государство». Норматив-ное обеспечение прав человека и гражданина – правовая основа со-циального государства. Классификация прав человека.

В последнее время для Российской Федерации проблема построения социального государства становится одним из главных приоритетов раз-вития национальной государственности. В стране активно осуществляют-ся меры по реформированию системы социальной защиты населения, происходит смена модели социальной политики, что требует обращения

к конституционным основам социального государства. Так, например, в 2010 г. более половины Послания Президента Федеральному Собранию было посвящено решению социальных вопросов, а проблема модерни-зации связана не только с техническим перевооружением отечествен-ной экономики, но прежде всего с решением накопившихся социальных проблем.

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-века. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, уста-навливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обес-печивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гаран-тии социальной защиты».

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важ-ности отнесено к основам конституционного строя страны и находит своё развитие в других конституционных нормах.

К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантирован-ных в следующих статьях второй главы Основного закона. Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Это право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации), на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38



Конституции Российской Федерации), на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации), на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), на экологическую безопас-ность (ст. 42 Конституции Российской Федерации), на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44 Конституции Российской Федерации), и главное: «государ-ство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, незави-симо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Перечень этих прав и свобод в Конституции Российской Федерации в целом соответствует мировым стандартам. Следуя положению Всеоб-щей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., о том, что «все люди рождаются свободными и равны-ми в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция Российской Федерации 1993 г. провозглашает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Обладание правами и свободами, на которые не может посягать го-сударство, делает человека самостоятельным субъектом, способным са-моутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем от-ношения личности и государства не исчерпываются обязанностью госу-дарства не посягать на права человека. Современное государство, провоз-гласившее себя через Основной закон в качестве социального государст-ва, должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспе-чивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные обязанности.

Важно отметить, что Конституция признаёт права и свободы как ос-новные, не предусматривая их деления на более или менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность. В то же время возможна услов-ная классификация прав человека по их предмету или содержанию.

Политические права – это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и само-управления и участвовать в их деятельности.

Экономические права в своей основе связаны с правом собственно-сти, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере произ-водства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права, оформленные в программах социальных движе-ний XIX в., реализовались позже других – в течение XX в. Они затраги-



вают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с «вложениями в человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образова-ния, пенсионного обеспечения.

Культурные права – это свобода доступа к духовным и материаль-ным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность ре-ального приобщения к ним.6

Экономические права определяют положение человека как субъекта экономической активности в отношениях собственности, предпринима-тельства, трудовых отношениях. Социальные права нормативно фикси-руют возможность для каждого удовлетворить минимальный уровень по-требностей, необходимый для нормального существования и реализации творческих способностей. Однако самое важное не декларация прав, а действенность, то есть их практическое применение.

Особое значение имеет ст. 37 Конституции Российской Федерации, в которой установлено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно-сти и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ни-же установленного федеральным законом минимального размера оплатытруда,а также право на защиту от безработицы».

В соответствии с аналогичными нормами международного права, в ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено право на социаль-ное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспи-тания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Кроме того, «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополни-тельных форм социального обеспечения и благотворительность».

Важное значение для реализации принципов, целей и задач социаль-ного государства обеспечения имеет ст. 40 Конституции Российской Фе-дерации, в которой закреплено право граждан на жилище: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

6 Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, Н.И. Беседкина, А.Н. Головистикова и др.; под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007. 616 с.; Комментарий к Конститу-ции Российской Федерации (постатейный). – 2- е изд., перераб. и доп.; под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996. – 524 с.



Органы государственной власти и органы местного самоуправления по-ощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступ-ную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Такой важнейшей функции социального государства как охрана здо-ровья граждан и обеспечение населения медицинской помощью посвяще-на 41 статья Конституции Российской Федерации. В которой установлено: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Меди-цинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здра-воохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответст-вующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепле-ния здоровья населения, принимаются меры по развитию государствен-ной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется дея-тельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиоло-гическому благополучию».

Право на образование установлено в ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессио-нального образования в государственных или муниципальных образова-тельных учреждениях и на предприятиях.

Перечисленные выше и другие статьи второй главы Конституции Российской Федерации, являются конкретным правовым выражением социального государства, его нормативным содержанием. Установленные в них принципы получили дальнейшее развитие в ряде российских зако-нов и подзаконных актов. К таким документам относятся следующие нормативно-правовые акты.

1. В сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граж-дан и социального страхования:

– Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от

30.12.2001 № 197-ФЗ;

– Федеральный закон от 16.07.1999, № 165-ФЗ «Об основах обяза-тельного социального страхования»;

2. В сфере реализации государственных гарантий в отношении от-дельных категорий граждан:

– Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных га-рантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации»;



– Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

3. В сфере пенсионного обеспечения:

– Федеральный закон от 15.12.2001, № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 07.05.1998, № 75-ФЗ «О негосударствен-ных пенсионных фондах»;

– Федеральный закон от 15.12.2001 №, 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

4. В сфере реализации прав граждан на жилище:

– Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ;

– Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в доле-вом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимо-сти и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий-ской Федерации».

5. В сфере здравоохранения:

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здо-

ровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1. 6. В сфере образования:

– Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992

№ 3366-1.

7. В сфере государственной поддержки деятельности социально ориентированных организаций:

– Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих ор-ганизациях»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюдже-та на государственную поддержку отдельных общественных и иных не-коммерческих организаций»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентиро-ванным некоммерческим организациям».

Безусловно, перечисленные нормативные акты не охватывают всех аспектов и направлений социальной политики современной России. Для примера, более подробно рассмотрим функционал социального государ-ства в сфере регулирования трудовых отношений, социального страхова-ния, пенсионного обеспечения, охраны здоровья и прав граждан в сфере образования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: