Занятие 20. Правосознание и правовая культура
Занятие 19. Реализация норм права
Занятие 18. Толкование права
Контрольные вопросы.
1. Охарактеризуйте понятие и значение толкования норм права.
2. Раскройте способы толкования норм права.
3. Определите виды толкования по субъектам.
4. Определите виды толкования по объему (результаты толкования)
5. Что такое интерпретационные акты и их юридическая природа.
Задание.
Австралийский юрист Т. Дэвис писал: «Правовой текст значит больше для того, кто больше знает». Объясните смысл его высказывания.
Контрольные вопросы.
1. Основные черты применения права и его формы.
2. Каковы основные стадии процесса применения права?
3. Как соотносятся понятия «аналогия закона» и «аналогия права»?
4. В чем отличие акта применения права от нормативного правового акта?
5. Как следует разрешать коллизии в праве?
6. Что такое «акт применения права», и каковы его виды?
7. Что понимается под пробелом в праве?
8. Кто является правоприменителем по закону?
Задание.
1. Письменно привести не менее трех примеров конкретных жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения норм права.
2. Опираясь на нормы соответствующего законодательства, указать круг фактических обстоятельств, которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной деятельности в каждой из этих ситуаций.
Контрольные вопросы.
1. Какова структура правосознания?
2. Каковы особенности правосознания как формы общественного сознания?
3. Как правовая идеология и правовая психология соотносятся с индивидуальным правосознанием?
4. Какова роль правосознания в сфере практической реализации правовых норм?
5. Каковы основные функции правосознания?
6. Как соотносятся правосознание и правовая культура?
7. Какова структура правовой культуры общества и отдельной личности?
8. Каковы истоки правового нигилизма российского общества?
9. В какой степени уровень развития правосознания общества зависит от культурно-исторических особенностей развития государства?
10. Какова взаимосвязь обыденного, профессионального и научно-теоретического уровней правовой культуры?
11. Чем профессиональное сознание юриста отличается от обыденного правосознания?
Задание.
Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»? Аргументируйте свой ответ.
Контрольные вопросы.
1. Каковы специфические признаки правоотношения?
2. При наличии каких условий возникают, изменяются и прекращаются правоотношения?
3. Каков состав правоотношения?
4. Какие отношения не могут быть подвергнуты правовому регулированию?
5. Какие виды правоотношений по степени конкретизации выделяют?
6. В чем состоит взаимосвязь нормы объективного права и правоотношения?
7. Как соотносится правоспособность и дееспособность субъекта правоотношения?
8. От каких факторов зависит содержание и объем дееспособности?
9. В чем состоит различие юридического факта и юридического поступка?
10. Почему среди юридических фактов различают события и деяния?
Задания.
1. Подобрать примеры правоотношений каждого вида из любых отраслей российского права.
2. Письменно проклассифицировать по всем основаниям следующие юридические факты: увольнение с работы, заключение договора купли-продажи, затопление дома при наводнении, обнаружение клада, нарушение правил дорожного движения, наступление пенсионного возраста, вынесение приговора судом.
3. Подготовиться к терминологическому диктанту и тесту по темам Толкование норм права «Реализация норм права», «Правосознание и правовая культура», «Правовые отношения».