Занятие 21. Правовые отношения

Занятие 20. Правосознание и правовая культура

Занятие 19. Реализация норм права

Занятие 18. Толкование права

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте понятие и значение толкования норм права.

2. Раскройте способы толкования норм права.

3. Определите виды толкования по субъектам.

4. Определите виды толкования по объему (результаты толкования)

5. Что такое интерпретационные акты и их юридическая природа.

Задание.

Австралийский юрист Т. Дэвис писал: «Правовой текст значит больше для того, кто больше знает». Объясните смысл его высказывания.

Контрольные вопросы.

1. Основные черты применения права и его формы.

2. Каковы основные стадии процесса применения права?

3. Как соотносятся понятия «аналогия закона» и «аналогия права»?

4. В чем отличие акта применения права от нормативного правового акта?

5. Как следует разрешать коллизии в праве?

6. Что такое «акт применения права», и каковы его виды?

7. Что понимается под пробелом в праве?

8. Кто является правоприменителем по закону?

Задание.

1. Письменно привести не менее трех примеров конкретных жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения норм права.

2. Опираясь на нормы соответствующего законодательства, указать круг фактических обстоятельств, которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной деятельности в каждой из этих ситуаций.

Контрольные вопросы.

1. Какова структура правосознания?

2. Каковы особенности правосознания как формы общественного сознания?

3. Как правовая идеология и правовая психология соотносятся с индивидуальным правосознанием?

4. Какова роль правосознания в сфере практической реализации правовых норм?

5. Каковы основные функции правосознания?

6. Как соотносятся правосознание и правовая культура?

7. Какова структура правовой культуры общества и отдельной личности?

8. Каковы истоки правового нигилизма российского общества?

9. В какой степени уровень развития правосознания общества зависит от культурно-исторических особенностей развития государства?

10. Какова взаимосвязь обыденного, профессионального и научно-теоретического уровней правовой культуры?

11. Чем профессиональное сознание юриста отличается от обыденного правосознания?

Задание.

Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»? Аргументируйте свой ответ.

Контрольные вопросы.

1. Каковы специфические признаки правоотношения?

2. При наличии каких условий возникают, изменяются и прекращаются правоотношения?

3. Каков состав правоотношения?

4. Какие отношения не могут быть подвергнуты правовому регулированию?

5. Какие виды правоотношений по степени конкретизации выделяют?

6. В чем состоит взаимосвязь нормы объективного права и правоотношения?

7. Как соотносится правоспособность и дееспособность субъекта правоотношения?

8. От каких факторов зависит содержание и объем дееспособности?

9. В чем состоит различие юридического факта и юридического поступка?

10. Почему среди юридических фактов различают события и деяния?

Задания.

1. Подобрать примеры правоотношений каждого вида из любых отраслей российского права.

2. Письменно проклассифицировать по всем основаниям следующие юридические факты: увольнение с работы, заключение договора купли-продажи, затопление дома при наводнении, обнаружение клада, нарушение правил дорожного движения, наступление пенсионного возраста, вынесение приговора судом.

3. Подготовиться к терминологическому диктанту и тесту по темам Толкование норм права «Реализация норм права», «Правосознание и правовая культура», «Правовые отношения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: