Система законодательства

Законодательство – это совокупность н.п.а., принятых, изданных и действующих в данном государстве, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Система законодательства РФ определена Указом президента «О классификаторе правовых актов».

Система права - содержание Система права форма (законодательство)
Система права объективна, т.к. обусловлена системой общественных отношений Система законодательства субъективна, т.к. определяется волей законодателя, исходя из принципа объективности.
Состоит из норм Из н.п.а
   
Система состоит только из норм. Кроме норм, включает резывы, декларации, указания на мотивы и цели принятия (издания) норм права.
Система права имеет только вертикальное, отраслевое строение. Вертикальное строение (по юр. силе), и горизонтальное – акты федераций, субъектов, МСУ.
Действие отраслей права не совпадает с количеством отраслей законодательства. Отраслей законодательства больше.

Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочивание (приведения в определённую систему) н.п.а.

В процессе систематизации:

1. Сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты.

2. Выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвящённых одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, а также нормы, действие которых «перекрыто» актами, изданными позднее.

3. Подготавливаются проекты новых актов, предложения об измени действующих.

4. Вновь принятые н.п.а., а также сохраняющие своё действие группируются по определённой системе и сводятся в собрания в сборники законодательства.

Учёт – это сбор государственными органами, ЮЛ, практикующими юристами н.п.а., необходимых для их деятельности и поддержания нормативного материала в контрольном состоянии.

Инкорпорация – форма систематизации, осуществляемая путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет своё самостоятельное юридическое значение.

Принципы инкорпорации:

1. Хронологический – по времени принятия.

2. Тематический – по определённой тематике.

Виды инкорпорированных актов:

1. Сборники

2. Инкорпорированные издания законов или иных нормативных актов (сборник н.п.а Кировской обл)

3. Собрания

4. Инкорпорированы издания н.п.а. высших органов гос. власти и управления.

5. Свод законов – собрание всего действующего законодательства без к-л исключения (свод законов Российской империи).

Виды инкорпорации:

1. По субъекту (кто осуществляет):

· Официальная инкорпорация – осуществляется уполномоченными на то организациями, с утверждением инкорпорированных актов, органами их издавшими (напр. Собрание законодательства РФ).

· Полуофициальная – утверждение сборника специально уполномоченными на то гос. органами.

· Неофициальная – формирование сборника и издание осуществляется организациями и отдельными лицами по собственной инициативы без утверждения компетентными органами.

По способу упорядочивания:

· Предметная – н.п.а. формируются по предмету регулирования.

· Хронологическая – н.п.а. располагаются по времени издания (свод законов РСФСР).

Консолидация – форма систематизации, осуществляемая путём объединения н.п.а. без изменения их содержания в единый акт с утратой самостоятельного юридического значения каждого акта.

Кодификация – форма систематизации, осуществляемая путём объединения н.п.а в единый логически цельный акт, с изменением его содержания.

Виды кодификации:

1. Всеобщая – состоит в сплошной кодификации нормативного материала.

2. Комплексная – заключается в кодификации комплексных отраслей, либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.

3. Отраслевая – состоит в кодификации отдельных отраслей права.

4. Специальная – состоит в кодификации отдельных правовых институтов.

В результате кодификации издаётся кодифицированный акт. Виды:

1) Основы – обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли или института права, а также подотрасли права.

2) Кодекс – обеспечивает детальное и по возможности полное всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений.

3) Устав – содержит нормы, регулирующие деятельность определённы органов, ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления.

4) Положения – содержит нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определённой системы органов гос. власти.

5) Регламенты – включают нормы, регулирующие вопросы правового статуса того или иного гос. органа, а также процедуру его деятельности (Регламент Гос. Думы РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: