Дисциплина. Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная

Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 22. Законность, правопорядок, дисциплина

Тема 21. Механизм правового регулирования

Правовые средства: понятие, признаки, виды. Правовое регулирование и правовое воздействие (информационно-психологическое, воспитательное, социальное).

Понятие механизма правового регулирования. Стадии и основные элементы механизма правового регулирования. Роль норм права, юридических фактов и правоприменения, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы: межотраслевые и отраслевые, материальные и процессуальные, договорные и законные, временные и постоянные. Режим наибольшего благоприятствования.

Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия: понятие, признаки, виды. Правовые поощрения: понятие, признаки, функции, виды. Заслуга. Соотношение поощрений и наказаний в праве. Правовые льготы: понятие, признаки, функции, виды.

Эффективность правового регулирования, ее критерии и факторы обеспечения. Пути повышения эффективности правового воздействия в современной России.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19.

Понятие и принципы законности. Ее нормативные и социальные основы. Законы и законность. Права человека и гражданина и законность. Презумпция невиновности. Законность и целесообразность. Законность и культура.

Укрепление законности – условие формирования правового государства. Деформации законности в государстве: причины, формы, пути преодоления. Законность и произвол. Терроризм, захват заложников как крайние формы проявления произвола.

Гарантии законности: понятие и виды. Общие и специально-юридические меры и средства, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина.

Понятие, ценность и объективная необходимость правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение законности, правопорядка и демократии.

Понятие и виды дисциплины. Государственная дисциплина. Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19.

Тема 1. ТЕОРИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА КАК НАУЧНАЯ И

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Цель семинарского занятия: ознакомление с общей характеристикой теории государства как науки и учебной дисциплины, изучающей и освещающей процесс накопления системы знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; усвоение методологии теории государства и права и знакомство в первом приближении со структурой учебного курса и основополагающими институтами и категориями.

Вопросы к теме:

Литература:

основная – [18, 20, 23-24]

дополнительная – [см. источники к теме 1].

1. Понятие теории государства и права как науки.

2. Предмет теории государства и права.

3. Методы теории государства и права.

4. Роль и место теории государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками.

5. Теория государства и права как учебная дисциплина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: