Решение. Методы ценообразования, учитывающие качественные свойства продукции

Методы ценообразования, учитывающие качественные свойства продукции. Методы ценообразования, ориентированные на учет в цене качества и потребительских свойств товара. Среди незатратных методов ценообразования достойное место занимают параметрические методы, которые позволяют устанавливать цену на товар, ориентируясь на его оценку потребителем. Для определения цены изделия данными методами требуется база для сравнения – товар, который по функциональным характеристикам схож с исследуемым, с известной ценой.

Одним из главных преимуществ параметрических методов является учет оценки товара потребителями, выделение тех свойств, которые, с точки зрения покупателей, формируют цену. Недостаток такого подхода в том, что непосредственные издержки производства и реализации продукции играют в процессе ценообразования второстепенную роль.

Метод удельных показателей. Метод удельных показателей применяется для сложно- технической продукции, если можно выделить один качественный основной показатель, от которого зависит цена (мощность, производительность, содержание основного компонента).

,

где:

Цн, Цб - цена нового или базового изделия соответственно, руб.;
Пб, Пн - значение основного качественного параметра соответственно по базовому и новому изделиям, натуральные единицы измерения.

Если в цене требуется учесть некоторые второстепенные показатели качества, дополнительно рассчитываются коэффициенты (повышающие или понижающие цену), отражающие изменение других потребительских свойств нового (модифицированного) изделия.

Пример: Определите примерную отпускную цену на новую овощерезательную машину, предназначенную для замены ранее выпускаемой на предприятии, имеющей цену 275 тыс. руб. Главным техническим параметром данного товара является производительность (кг/час) при нарезке картофеля на брусочки, равная у новой машины 900 кг/час, у старой модели – 560 кг/час.

Решение:

Балловый метод. Балловый метод применяется по тем товарам и товарным группам, чьи потребительские свойства не поддаются (или сложно поддаются) непосредственному количественному измерению и, вследствие этого, не имеют определенных показателей качества. Примером таких качеств может служить дизайн, мода, вкус, эстетические свойства и др. Данный метод используется при обосновании цен на продовольственные товары, такие как напитки, пиво, водка, табачные изделия, парфюмерно-косметическая продукция, бытовая техника.

Алгоритм определения цены на новый или модифицированный товар может быть представлен следующими шагами:

1. отбор основных показателей качества продукции, имеющих для потребителей первостепенное значение;

2. выбор аналога или базового изделия, с которым будет сравниваться товар, требующий установления цены;

3. формирование комиссии из независимых экспертов, оценивающих каждый параметр базового и нового изделий в баллах по заранее установленной шкале, содержащей их количественные значения;

4. если оцениваемые показатели равнозначны для потребителей, тогда

,

где:

Цн, Цб - цена нового или базового изделия, соответственно, руб.;
Ббi, Бнi - балловая оценка i -го качественного параметра соответственно по базовому и новому изделию;
n - количество оцениваемых качественных параметров.

5. если оцениваемые показатели не равнозначны, то в расчет вводятся показатели значимости (весомости) каждого параметра в долях единицы:

,

где:

Yi - коэффициент весомости i-го качественного параметра в долях единицы;

Пример: Определить рыночную цену на тостер отечественного производства, исходя из его потребительских свойств, в сравнении с зарубежным аналогом. Оценка потребительских свойств, сравниваемых изделий, дана в таблице. Цена тостера Siemense равна 55 долл. США.

Показатели Коэффициенты весомости Siemense Отечественный тостер
Качество поджаривания 0,45 3,92 2,5
Удобство пользования 0,15 4,8 3,1
Технические параметры 0,2 4,5 2,8
Дизайн 0,05 3,95 2,41
Долговечность 0,15 3,5 2,01

Если бы все показатели были равнозначны, тогда:

Метод корреляционно-регрессионного анализа. Использование данного метода возможно при наличии следующих условий:

v изделия должны быть четко классифицированы по соответствующим параметрическим группам;

v в каждой параметрической группе продукции из всех технико-экономических параметров необходимо выделить параметры, оказывающие наибольшее воздействие на цену;

v для каждой параметрической группы должны быть выявлены взаимосвязи с ценой.

При отборе технико-экономических параметров для составления уравнения зависимости должен соблюдаться ряд требований:

· отобранные параметры должны быть зафиксированы в спецификациях, стандартах или технических условиях (например, такими параметрами по оборудованию могут быть показатели мощности, грузоподъемности, производительности, серийности продукции, коэффициенты ремонтной сложности, унификации);

· совокупность отобранных параметров должна наиболее полно характеризовать конструктивные, технологические и эксплуатационные свойства изделий, входящих в параметрический ряд;

· совокупность данных параметров должна иметь тесную корреляционную связь с ценой.

Функцию цены можно выразить:

,

где:

x1,x2,..,xn - технико-экономические параметры изделий, натуральные единицы измерения
n - количество оцениваемых качественных параметров.

На практике возможно использование линейной, линейно-степенной, степенной и других функций. Формирование цены методом корреляционно-регрессионного анализа предполагает статистическую оценку исходной информации, надежности уравнения зависимости и правильную интерпретацию полученного уравнения.

Описанные параметрические методы ценообразования имеют разновидности и могут выражаться специальными формулами расчета цен, распространенными на тех или иных товарных рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: