Глава 13. Советское государство и право в период гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.).
§ 1. Гражданская война, интервенция
Октябрьская революция, свергнувшая власть помещиков и капиталистов, объективно не могла не вызвать крайнего обострения классовой борьбы, вылившегося в гражданскую войну. И дело, конечно, не в экстремизме и непримиримости большевиков, их приверженности к насилию.
В историко-правовой литературе уже говорилось о том, что нужна немалая степень предвзятости, чтобы всю вину за развязанную гражданскую войну взвалить на большевиков. Во-первых, В.И. Ленин прямо заявлял: «Мы не хотим гражданской войны»1. Во-вторых, трудно себе представить политическую партию, которая, прейдя к власти, с самого начала стремится создать наихудшие условия для себя и той власти, которую она установила.
Признавая бесспорным тот факт, что гражданская война – величайшая трагедия для народа, вовлеченного в нее, следует, тем не менее, разобраться в обстоятельствах, приведших к ней.
Прежде всего нельзя забывать о том, что в результате революции российские помещики и буржуазия лишились громадных сословных привилегий, власти и громадной собственности. Их стремление вернуть все утраченное, реставрировать прежние порядки – явление закономерное.
Велика была роль международного империализма. Иностранный капитал, занимавший значительное место в дореволюционной экономике, понес большие материальные потери.
Кроме того, правящие круги западных стран боялись, что революционный пожар может распространиться на их страны. Тем более что рабочие европейских стран выражали солидарность с Советской Россией. Немаловажным фактором интервенции являлось стремление западных держав, используя нестабильность внутреннего положения России, устранить ее как экономический и политический фактор международных отношений. Одновременно они ставили цель территориальных захватов путем прямой военной интервенции.
Исторические условия победы социалистической революции привели к тому, что часть крестьянства стала враждебна Советской власти. К 1917 г. в стране свирепствовал продовольственный кризис. Без хлеба оставались армия и городское население. Миллионы людей надеялись, что Советская власть покончит с развалом продовольственного снабжения, спекуляцией, спасет страну от угрозы голода. Крестьяне ожидали, что смогут получить промышленные товары. Однако надежды и тех, и других не оправдались. Государство не могло дать деревне необходимых промышленных товаров. Хлеб можно было взять только у зажиточной части деревни, у кулаков. Но они не хотели давать хлеб. Наладить нормальный товарооборот между городом и деревней в условиях экономической разрухи было невозможно. У государства не было другого выхода кроме насильственного изъятия продуктов, чтобы обеспечить голодающие города. Вследствие этого зажиточные крестьяне перешли на сторону врагов Советской власти.
Определенную роль в развязывании гражданской войны сыграл раскол социалистических и демократических сил, бескомпромиссность большевиков с одной стороны, меньшевиков и эсеров, с другой. В результате правые эсеры скатились в лагерь контрреволюции. С помощью чехословацкого корпуса они начали открытую вооруженную борьбу против Советской власти в Поволжье, на Украине и в Сибири, создали ряд организаций, выступавших против Советского государства (КомУч и др.).
Уже летом началась иностранная интервенция – японские войска высадились во Владивостоке, английские – в Архангельске, французские – в Одессе. Царские генералы сформировали Добровольческую армию и другие части.
К концу осени 1918 г. три четверти территории страны была занята интервентами и белогвардейцами. Положение Советского государства стало катастрофическим. Оно вынуждено было прибегнуть к чрезвычайным мерам. 2 сентября 1918 г. ВЦИК своим декретом объявил страну военным лагерем. Все силы и средства республики были поставлены на дело вооруженной борьбы против внутренних и внешних врагов. 30 октября 1918 г. декретом ВЦИК был установлен военный режим в промышленности, на транспорте, в системе продовольственного снабжения.
В наибольшей степени этот режим проявлялся в экономической политике государства, получившей название «военного коммунизма». Формальным выражением политики «военного коммунизма» были: 1) хлебная монополия, продовольственная разверстка; 2) национализация всей промышленности; 3) всеобщая трудовая повинность. Это была система чрезвычайных мер, призванных обеспечить мобилизацию имевшихся скудных материальных ресурсов и направить их на решение военных задач.
Чтобы обеспечить армию и города продовольствием, в конце 1918 – начале 1919 гг. вводилась продовольственная разверстка на хлеб и фураж. Крестьяне были обязаны сдавать государству часть урожая, кроме того, что было необходимо для прокормления семьи и проведения весеннего сева. Продовольствие крестьяне сдавали по твердым ценам, а по сути дела бесплатно. Реализация продовольственной разверстки нередко проходила с помощью насилия, с использованием продовольственных отрядов вооруженных рабочих. Распределение продовольствия и предметов первой необходимости было поставлено под контроль государства. Благодаря продовольственной разверстке и другим чрезвычайным мерам удалось обеспечить продовольствием армию и жителей городов.
В начале 1919 г. была проведена национализация всей промышленности. Она не затронула лишь мелкое кустарное и ремесленное производство.
Обеспечение нужд государства достигалось введением всеобщей трудовой повинности. Мероприятия «военного коммунизма» неизбежно приводили к нарушению нормальных товарно-денежных отношений, функционированию бестоварной экономики. Заработная плата выдавалась в натуральном виде – продуктами, другими предметами широкого потребления, бесплатными стали коммунальные услуги, транспорт, связь. Такое положение в значительной мере вызывалось чрезвычайными условиями военного времени, хозяйственной разрухой. Однако в ходе гражданской войны многие руководители большевистской партии и Советского государства (отчасти и В.И. Ленин) стали считать возможным с помощью мер «военного коммунизма» осуществить быстрый переход к социализму. Однако реальная действительность показала нежизненность и бесперспективность подобных взглядов. И это признал В.И. Ленин.
С началом гражданской войны и интервенции деятельность Советского государства была подчинена задаче победы над внутренними и внешними врагами. Чрезвычайные условия военного времени потребовали создания особого органа, который бы объединял и контролировал работу всех звеньев государственного аппарата.
Таким органом стал Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, образованный декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г. Он обладал всей полнотой прав по мобилизации сил и средств для обороны страны. Совет объединял работу, как военных, так и гражданских органов, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Возглавлял Совет Рабочей и Крестьянской Обороны председатель Совнаркома РСФСР В.И. Ленин. В состав совета входили представители ВЦИК, Реввоенсовета, НКНС, Наркомпрода, Чрезвычайной комиссии по производству снабжения. Постановления Совета Рабочей и Крестьянской Обороны были обязательны для всех государственных органов, учреждений и граждан.
В начале 1920 г., когда Советское государство получило возможность приступить к мирной хозяйственной работе Совет Рабочей и Крестьянской Обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО). В его состав вошли народные комиссары по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, председатель ВСНХ, а также представитель Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов. Совет Труда и Обороны действовал на правах комиссии Совнаркома. Он должен был установить единый хозяйственный план РСФСР и контролировать его исполнение. Постановления СТО были обязательны для всех ведомств и учреждений страны.
В условиях военного времени основное внимание уделялось строительству вооруженных сил и организации их четкого управления. На основании постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. о превращении страны в единый боевой лагерь 6 сентября создается Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет). Он был поставлен во главе всех фронтов, всех военных учреждений. В соответствии с Положением о Реввоенсовете ему переданы функции ликвидированного Высшего военного совета и все права Коллегии Народного Комиссариата по военным делам, члены которой вошли в состав Реввоенсовета. Все советские учреждения, организации и граждане обязывались рассматривать и удовлетворять требования Реввоенсовета в первую очередь.
Основными рабочими органами, с помощью которых Реввоенсовет осуществлял руководство Вооруженными силами были Полевой штаб и Всероссийский главный штаб. 2 сентября 1918 г. была введена должность Главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики. Ему подчинялись все сухопутные и морские силы, входившие в состав действующей армии. Главнокомандующий всеми вооруженными силами Республики назначался Советом Народных Комиссаров РСФСР и входил с состав Реввоенсовета с правом решающего голоса.1
С образованием фронтов и армий для руководства ими были созданы соответствующие реввоенсоветы. Они являлись высшими коллегиальными военной власти в районе расположения их войск. Реввоенсоветы фронтов и армий состояли из командующего фронтом или армии, военного специалиста на правах члена Совета и двух политических комиссаров, один их которых назначался председателем Реввоенсовета Республики. Членов реввоенсоветов фронтов и армий назначал Реввоенсовет Республики.
Наряду с органами, существование которых вызывалось особыми условиями военного времени, продолжали функционировать обычные, конституционные органы Советского государства. Регулярно созывались Всероссийские съезды Советов. В ноябре 1918 г. состоялся VI съезд, в декабре 1919 г. – VII съезд, в декабре 1920 г. – VIII съезд Советов. Съезды Советов созывались периодичностью в один год. VII и VIII съезды Советов приняли постановления с одинаковым названием – «О советском строительстве», которые внесли изменения в порядок работы ВЦИК, Совнаркома и местных Советов.
Постановление, принятое на VII съезде Советов, установило сессионный порядок деятельности ВЦИК. Очередные сессии созывались один раз в два месяца. Кроме этого могли созываться чрезвычайные сессии. По постановлению VIII съезда Советов, число членов ВЦИК было увеличено с 200 до 300 (за счет рабочих с мест).
Сессионный порядок работы ВЦИК создавал возможность для их членов укреплять связь с местами, больше работать с массами.
Возросла роль Президиума ВЦИК: в период между сессиями ВЦИК он стал действовать от его имени, имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома народных комиссаров.
Большую конкретизацию получила компетенция Совета Народных Комиссаров. Теперь СНК принадлежало право утверждать все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по военным делам, и все мероприятия, влекущие обязательства для РСФСР в международных отношениях.
Постановления VII и VIII съездов Советов о советском строительстве подчеркивали огромное значение принципа демократического централизма в деятельности советского государственного аппарата. Конкретно это выражалось в том, что был определен порядок взаимоотношений между центральными и местными органами государства. Устанавливалось, что постановления местных съездов Советов могут отменяться лишь вышестоящими съездами Советов, их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом.
В деятельности местных Советов строго проводился принцип двойного подчинения – все органы центральных ведомств на местах подчинялись местным исполкомам. Последние имели право контролировать деятельность всех учреждений, работавших на подведомственной им территории (кроме органов действующей Красной Армии). В то же время местные органы должны были точно и неукоснительно исполнять директивы вышестоящих государственных органов.
Руководство Коммунистической партии и Советского государства придавало большое значение привлечению к работе местных Советов возможно большего числа рабочих и крестьян. Депутаты местных Советов обязывались отчитываться перед своими избирателями не реже одного раза в две недели.
Сложные условия военного времени вызвали существование на и местах временных чрезвычайных органов – революционных комитетов. Они создавались в тех случаях, когда конституционные органы Советской власти не могли функционировать: в местностях, близких к фронту, где имелась опасность вторжения войск противника, на территориях, освобожденных Красной Армией. Ревкомам принадлежала вся полнота власти. Они занимались организацией обороны, поддерживали общественный порядок, обеспечивали размещение воинских частей и т.д.
В конце 1919 г. ревкомы действовали в 33 губерниях РСФСР. В октябре 1919 г. ВЦИК и Совет Рабочей и Крестьянской обороны приняли Положение о революционных комитетах, которое стало юридической основой их деятельности.
Положение подразделяло ревкомы на три вида: 1) ревкомы местностей, освобожденных от неприятеля, которые образовывались Реввоенсоветом армии, действовавшей на данной территории. Их роль заключалась в налаживании нормальной жизни на освобожденной территории и подготовке выборов в Советы. 2) Ревкомы прифронтовой полосы образовывались на расстоянии 25-50 км. от линии фронта. Они оказывали необходимую помощь действующей армии. После выполнения своих функций они передавали власть Советам. 3) Ревкомы в тылу организовывались по постановлению Совета Рабочей и Крестьянской обороны. Их образование не влекло за упразднения исполкомов Советов. Все революционные комитеты имели аппарат управления.
2 января 1920 г., когда большая часть территории страны оказалась под контролем Советской власти, губернские и уездные ревкомы были упразднены. Они сохранялись в тех освобождаемых местностях, где еще не было Советской власти, чаще всего при возникновении новых национально-государственных образований. Их создание обусловливалось чрезвычайной обстановкой гражданской войны, обострением классовой борьбы. Это была мера вынужденная. В то же время, нельзя забывать, что ревкомы были неконституционными органами, они, как правило, избирались и действовали практически как бесконтрольные органы.
Рассматривая советский государственный аппарат в годы гражданской войны нельзя, не затронуть вопроса о роли Коммунистической партии. Хотя в годы гражданской войны в Советах сохранялось представительство других партий[70], Коммунистическая партия была правящей партией. Поэтому исключительную важность приобретали принципы взаимодействия между Коммунистической партией и государством. Надо иметь в виду, что из-за общей культурной отсталости населения России Советы, объединявшие трудящихся, не могли справиться с огромным объемом властных и управленческих функций, заменить старый аппарат и чиновничество. Поэтому В.И. Ленин поставил в центр политической системы Коммунистическую партию. Она использовала Советы как инструмент управления страной, реализации стратегии и тактики, намеченных партией. При этом партия не заменяла Советы. На VIII съезде РКП (б) в марте 1919 г. была поставлена задача завоевать безраздельное политическое господство в Советах и установить фактический контроль над всей их работой.
Во всех советских учреждениях предусматривалось создание коммунистических фракций со строгим подчинением партийной дисциплине. В решении съезда указывалось, что «свои решения партия проводит через советские органы, в рамках Советской Конституции. Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их».
Поскольку полностью обеспечить государственный аппарат кадрами из числа рабочих и крестьян было нельзя, Советское государство стало на путь привлечения в аппарат дореволюционных чиновников. Значительная часть из них добросовестно выполняла возложенные на них обязанности. Однако было не мало и таких, которые использовали свое пребывание в государственных учреждениях, чтобы вести подрывную работу.
В сложных условиях военного времени, когда нередко действовал принцип революционной целесообразности, VI Всероссийский съезд Советов принял постановление «О точном соблюдении законов». В нем все граждане, все органы и все должностные лица призывались «к строжайшему соблюдению законов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, изданных и издаваемых центральной властью постановлений, положений и распоряжений».
Постановление установило, что меры, отступающие от законов РСФСР или выходящие за их пределы, были допустимы в случаях, вызванных экстренными условиями гражданской войны. В каждом случае выхода за рамки законности следовало немедленно сообщать в письменном виде в Совет Народных Комиссаров.
Надо сказать, ВЦИК следил за тем, чтобы законность в стране соблюдалась. На места направлялись его уполномоченные и инструкторы, которые имели право отстранять виновных в злоупотреблении должностных лиц, предавать их суду с последующим докладом об этом ВЦИК. Тем не менее, конечно, имели место факты, когда революционная целесообразность брала верх над законностью.