Тема 1. Общество и государство

.

.

О

Виды форм (источников) права

В национальных правовых системах имеются различные источники права. К ним относятся:


- невменяемость - нахождение лица во время совершения общественно опасного
деяния в таком состоянии, при котором оно не могло осознавать фактический характер и
общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследсгвие
хронического психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния
психики,

- недостижение возраста юридической ответственности,

- крайняя необходимость - противоправное деяние, совершаемое для устранения
опасности, угрожающей интересам общества, личности, государства, если эта опасность
не была устранена другими средствами, а причиненный вред является менее
значительным, чем предотвращенный.

- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, н
пресечении возможности совершения им новых преступлений, если иными
средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при этом не было
допущено превышения необходимых для этого мер,

- физическое или психическое принуждение, если в результате этого лицо не
могло руководить своими действиями (бездействием) или не было превышения пределов
крайней необходимости,

- обоснованный риск - если указанная цель для достижения общественно-
полезной цели не могла быть достигнута ие связанными с риском действиями
(бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для
предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Риск не может быть
обоснованным, если он заведомо связан с угрозой для жизни многих людей, с угрозой
экологической катастрофы или общественного бедствия,

- исполнение противоправного приказа или распоряжения. Уголовную
ответственность несет лицо, отдавшее приказ или распоряжение. Лицо, совершившее
умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или
распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение
заведомо незаконных приказа или распоряжения исключают уголовную ответственность,

- малозначительность правонарушения,

- объективно-противоправное деяние (казус), то есть деяние, совершенное без
вины,

Российское законодательство предусматривает также ряд обстоятельств, которые ие исключают, а смягчают юридическую ответственность.

К их числу относятся:

- совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного
стечения обстоятельств,

- несовершеннолетие виновного,

- беременность,

- наличие малолетних детей у виновного,

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых жизненных
обстоятельств,

- противоправность или аморальность поведения потерпевшего,

- явка с повинной,

- оказание помощи потерпевшему сразу после совершения правонарушения и др.





 

учредительная; организаторская; идеологическая; стабилизирующая;

- программная.

Учредительная функция конституции выражается в том, что она узаконивает (легитимизирует) основы конституционного строя, само государство, систему государственных органов.

Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает порядок осуществления государственной власти, взаимодействия между составными частями государственного аппарата.

Идеологическая функция конституции состоит в том, что она является идеологической базой проводимой государственной политики.

Стабилизирующая функция заключается в том, что конституционные нормы отличаются повышенной стабильностью. Это способствует развитию общества в определенном русле, не позволяет бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс.

Программная функция заключается в том, что конституция может содержать ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее.

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

- принимаются только законодательными (представительными) органами
государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их
принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляется в особом порядке;

- обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-
правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или
заменить закон, кроме органа, издавшего закон;

- регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный иа регулирование наиболее важных общественных отношений.

Виды законов

Законы в Российской Федерации по своему значению делятся на:

- основные (это Конституция РФ, Конституции республик в составе РФ);

- федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно
Конституции РФ по предметам ведения РФ;

- федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам
совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить
федеральным конституционным законам;

- законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ. Законы
субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с
Конституцией РФ.

По сроку действия законы подразделяются на:


- по родовому (общему) объекту посягательства:

* преступления против личности,

* преступления в сфере экономики,

* преступления против общественной безопасности и общественного порядка,

* преступления против государственной власти,

* преступления против военной службы,

* преступления против мира и безопасности человечества:

** преступление против мира — планирование, подготовка, развязывание пли ведение агрессивной войны,

** военные преступления - нарушения законов и обычаев войны,

** преступления против человечности - убийства, истязание, порабощение, ссылка и другие действия в отношении гражданского населения,

** расизм, апартеид, геноцид и др.

Проступки представляют собой противоправные, виновные деяния деликтоспособного лица или лиц, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).

Административные проступки совершаются в сфере деятельности исполнительных органов власти государства, и за их совершение предусматривается административная ответственность.

Следует отметить, что существует взаимосвязь административных проступков и преступлений. Она проявляется в следующем:

о административные правонарушения могут перерастать в преступления в рамках одного с ним состава,

* административные правонарушения могут быть причинно связанными с
соответствующими преступлениями,

* административные правонарушения могут находиться под контролем
преступных сообществ и ими воспроизводиться и совершенствоваться.

Дисциплинарные проступки направлены на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской и иной дисциплины.

Гражданско-правовые проступки (деликты) представляют собой правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и неимущественных отношений, имеющих интеллектуальную ценность для конкретных лиц, так и для всего общества. Гражданские правонарушения находят выражение в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех или иных лиц либо организаций и др.

Юридический состав правонарушения.





___


социальное значение, а затем, соответственно, и оценки неизбежно меняются. Что было нормой ранее, признается отклонением, а то, что долгое время фиксировалось как отклонение, превращается в норму.

Правомерное поведение классифицируется по разным критериям. По форме поведения различают:

- активное поведение.

- пассивное поведение.

По степени социальной значимости (т.е. по значению для интересов всего общества) различают:

необходимое поведение (социально наиболее значимое поведение, предписываемое нормами права),

- желательное поведение (социально менее значимое поведение, регулируется
обычно управомочивающих нормах и нормах-рекомендациях).

- допустимое поведение (наименее значимое социальное поведение, посредством
которого удовлетворяются интересы отдельных лиц или категорий людей. Регулируется
дозволительными нормами общего характера, а также корпоративными нормами).

По отраслям права, регулирующим поведение, различают:

- конституционно-правомерное поведение. Под ним понимается высокая степень
ответственного поведения, основанного на заинтересованном, творческом выполнении
требований Конституции,

- в рамках поведения, предусмотренных уголовно-правовыми нормами,
рассматривается уголовно-правомерное поведение,

- в сфере трудовых отношений рассматривается правомерное трудовое поведение

как юридически значимая часть деятельности трудовых коллективов и личности, осуществляемая в различных формах выполнения норм трудового права,

- уголовно-процессуальное правомерное поведение,

- гражданско-правовое правомерное поведение и т.д.
По мотивам поведения различают:

- маргинальное поведение (от лат marginal behavior - находящийся на грани,
пограничный) - это поведение людей, индивидуальное правосознание которых
расходится с требованиями правовых норм. Оно отражает состояние индивида, которое
находится на грани антиобщественного проявления, однако таким не становится в силу
определенных причин. Маргинальное правомерное поведение иногда называют
законобоязиенным, так как это поведение основано на страхе перед наказанием,

- конформистское поведение (от лат. - подобный, сообразный) представляет
собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего
поведения мнению и действиям окружающих,

- привычное поведение. Человек, игпользуя метод «проб и ошибок», привыкает
повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат. В
результате многократного повторения складывается стереотип действовать в силу
образовавшейся привычки. При этом личность не подвергает каждый раз анализу
правильность своих действий,

- социально-активное поведение представляет собой наиболее высокий уровень
правомерного поведения. Это, прежде всего, инициативное поведение, которое


- акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные или иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

- приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения,
принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций;

- решения коллегиальных органов управления.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по

кругу лиц

Действие нормативного акта во времени

Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в

силу.

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом;

2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его
опубликования. В России законодательные акты вступают в силу на всей территории
через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной
власти.

3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом
акте или в специальном акте о введении его в действие.

Акты Президента РФ (указы и распоряжения) и акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному толкованию, кроме актов или отдельных его положений, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после их подписания.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно по всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.


В религиозных нормах:

- определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к
окружающему миру;

- определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений,
общин, монастырей, братств;

- регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям,
их деятельность в «мирской жизни»;

- закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушения религиозных норм осуществляется самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право, которое по существу является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе было широко распространено Каноническое (церковное) право. Однако, оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом. В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы и т.д.).

Корпоративные нормы:

- создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и
принимаются по определенной процедуре;

- распространяются на деятельность данного сообщества;

- обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;

- закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т.д.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

- условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном
сообществе, права и обязанности его членов;

- порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;

- компетенция и порядок формирования руководящих органов, среки их
полномочия;


Основные понятия.

Авторитарный режим - характеризуется сосредоточением власти в руках одного правителя или немногочисленной социальной группы, практически полным отстранением народа от участия в формировании органов власти, в государственной политике и в контроле за деятельностью властных структур.

Власть - центральное, организационное и регулятивно - контрольное начало политики.

Власть - это отношения государства и подчинения, в которых воля и действия одних лиц - властвующих - доминируют (преобладают) над волей и действиями других. лиц - подвластных.

Гипотеза - один из элементов административно — правовой нормы (наряду с диспозицией и санкцией) - содержит указание на фактические условия реализации административно - правовой нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые они призваны воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения.

Глава государства - высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних сношений.

Государственная власть - один из важнейших атрибутов государства, с наделением его органов властными функциями по управлению страной.

Государство - в конституционном праве - властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять ее отношения с внешним миром.

Гласность - этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государство - это основной центральный институт общества, представляющий собой политике - территориальную организацию публичной власти, располагающей специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными, осуществлять социальное управление.

Дееспособность - это способность субъекта права своими действиями приобретать и осуществлять права, возлагать на себя и исполнять обязанности.

Диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе.

Демократизм - одно из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно - правовых актов путем референдума - самой непосредственной формы демократии.

Демократический политический режим - реализация государственной власти, включающая в себя наличие результативного механизма воздействия личности па ее характер; гарантированное™ личных прав; правовой характер деятельности всех государственных и местных органов самоуправления.






ОСНОВЫ ПРАВА

Грязнова В. В.

Орел 2009г


В курс лекций включены материалы, содержащие основные теоретические понятия и проблемы первого раздела дисциплины «Основы права» «Основы теории государства и права», предусмотренные учебной программой.

Курс лекций подготовлен с учетом требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников средних специальный учебных заведений по дисциплине «Основы права».

Данный курс лекций предназначен для студентов факультета среднего специального образования Технологического института ОрелГТУ.


Введение

Содержание дисциплины н се связь с другими предметами

Наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в получении и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.

В зависимости от объекта исследования все науки подразделяются на естественные (технические) и гуманитарные (общественные).

Важное место в изучении права и государства занимают философия, политология, экономика, социология. Связь права с различными общественными науками носит двухсторонний характер.

Взаимосвязь права с философией

Философия - это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Существует глубокая и многогранная связь между правом и философией, которая прослеживается по разным направлениям.

1. Право широко использует философские категории, выработанные в течение
длительного времени представителями этой науки. А философия, в свою очередь, в
процессе своего развития опирается на тот материал, который вырабатывается правом и
который помогает ей формулировать общие понятия, связанные с государственно-
правовым развитием общества.

2. Огромную важность для развития права имеет широкое использование ею
философских законов и закономерностей. Особую роль в исследовании играют общие
законы диалектики:

- переход количественных изменений в качественные,

- закон единства и борьбы противоположностей,

- закон отрицания.

3. Большое значение для права представляет философский мировоззренческий
аспект. Философия является одной из важнейших форм общественного сознания,
направленной на выработку определенного мировоззрения, как отдельного человека, так
и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об
окружающем мире и о месте в нем человека.

Взаимосвязь права и политологии

Политология - это наука о политике, средствах достижения и осуществления государственной власти.

Право и политология связаны, прежде всего, тем, что объектом обеих наук является государство и личность. Разница в подходах к объекту состоит в том, что право изучает государство в основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм), а политология рассматривает его как элемент политической системы общества.

Используя данные политологии, право рассматривает государственно-правовые явления под углом зрения их места и роли в политической системе.

Взаимосвязь права с экономическими науками

Экономические науки занимаются изучением различных способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, проблем груда и заработной платы. К ним, в частности, относятся политическая экономия (теория экономики), история экономической мысли, экономическая статистика, экономика отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит.


Литература:

1. Конституция РФ.

2. Рассказов Л. П. «Теория государства и права», М. РИОР. 2008г.

3. Хропанюк В.Н. "Теория государства и права" под ред. Стрекозова В.Г. М: 1995 г.

4. Коваленко А.И. "Основы государства и права" пособ. для поступающих в вузы, М.:
"Теис", 1997 г.

5. "Теория государства и права" курс лекций под ред. Марченко М.Н., М.: "Зерцало",
"Теис", 1996 г.

6. "Основы государства и права" пособ. для поступающих в вузы, составитель Заулошиов
А.А., Волгоград, 1998 г.

7. Лазарев В. В. М. Юрист, 1994г.

8. Фирсов Г. А. «Основы права» МЛ 997г.



Постигнув вывод мудрости земной,

Юрист становится творцом свободы,

Он за нее пойдет на бон:

Для радости и для мирской невзгоды.

Познав великой мудрости ЗАКОН, -

Он быть ЮРИСТОМ вечно обречен!

Юристом быть, студент, ты не обязан, Но право должен знать!

Требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов средних специальных учебных заведений по предмету «Основы права», определяются установленными Законом РФ «Об образовании», общими требованиями к содержанию образования, которое должно быть, в частности, ориентировано на укрепление и совершенствование правового государства. Основная цель изучения данного предмета - получение студентами необходимых правовых знаний, формирование их правосознания, правовой и политической культуры. Усвоение правовых знаний должно способствовать самоопределению личности, ее самореализации, формированию человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество.

Изучение дисциплины «Основы права» предполагает формирование у студентов ФСПО:

- знаний по данной дисциплине в пределах действующего государственного
стандарта, примерной учебной программы по дисциплине «Основы права»,

- умений ориентироваться в правовой и государственной системе Российской
Федерации, самостоятельно осуществлять свои права, свободы и обязанности,

- навыков практического применения нормативных правовых актов в пределах
учебной программы по дисциплине «Основы права».

Изучение дисциплины «Основы права» должно давать студентам минимум правовых знаний для активной трудовой деятельности, позволяющей ориентироваться в действующем законодательстве, регулирующем экономические отношения, трудовые отношения, организацию и деятельность государственных органов, и воспитывать у них законопослушное поведение в обществе.

Предлагаемый курс лекций включает отдельные разделы и темы. В конце каждой темы приведены примерные вопросы для повторения и обсуждения пройденного материала.

Вниманию студентов предлагаются в конце каждой темы примерные темы для самостоятельной работы.


Содержание:

1. Введение.

2. Раздел 1.

Основы теории государства и права.

Тема 1.1.

Право в системе социального регулирования.

Тема 1.2.

Формы (источники) права

Тема 1.3.

Правовые нормы и их система.

Тема 1.4.

Система права. Основные отрасли российского права

Тема 1.5.

Правоотношения.

Тема 1.6.

Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность.


Право неразрывно связано с ними, ибо от того как решаются экономические проблемы, во многом зависит не только состояние экономики, но состояние самого общества, а вместе с ним - государства и права. Между соответствующими параметрами экономики и уровнем развития и состоянием государства и права существует тесная связь и взаимообусловленность.

Таким образом, экономика, а вместе с ней экономические науки, влияют на государство и право, а, следовательно, и на юридические науки. В спою очередь, последние оказывают значительное влияние на экономические науки.

Взаимосвязь права и социологии

Социология занимается изучением общества как целостной системы, а также его отдельных составных частей и институтов, различных слоев и групп.

Право опирается в своем развитии и на общую социологическую теорию, изучающую закономерности функционирования всего общества, и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отделы ил:< сфер жизни общества.

Теоретики права и государства широко используют конкретные социологические исследования жизнедеятельности государственно-правовых институтов. Помимо научной важности они имеют определенную практическую значимость. Данные социологических исследований позволяют успешно решать, например, проблемы развития формы государства, совершенствования законодательства.



Вопросы:

1. В чем выразкается связь права и философии?

2. В чем проявляется связь права и политологии?

3. Как экономические науки влияют на развитие права?

4. В чем состоит связь права и социологии?


Федерация - сложное составное государство, образованное путем соединения двух или более государств в одно новое или разделение единого государства на полнтико -территориальные образования.

Формы права - это способы закрепления и выражения правовых норм., через которые право приобретает общеобязательный характер.

Юридические факты - это жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий.

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и выступает в суде.

Юридическая ответственность - это специфическая обязанность претерпевания

определенных лишений за нарушение нормы права.

Юридический прецедент - письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее образцом, нормой при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем.

Эмансипация - достижение полной дееспособности несовершеннолетним лицом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: