Патриархальная теория

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Н.К. Михайловского и др. Они обосновывали тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счёте к образованию госу­дарства.

Отсюда власть государя — есть продолжение власти отца (пат­риарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признаётся изначально божественное происхождение власти «пат-


 

§ 3. Основные теории происхождения государства

риарха», подданным следует подчиняться государю. Всякое сопро­тивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека ус­ловия жизни.

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возмож­на, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действитель­но, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают про­цесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи» необоснованно отождествляются соответст­венно с категориями «государь», «подданные». К тому же по сви­детельству историков семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процес­се разложения первобытнообщинного строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: