Отличие права от социальных норм первобытного общества
- Право исходит о государства, а социальные нормы первобытного общества складывались бессознательно в результате многократного повторения целесообразных вариантов поведения.
- Право охраняется специальными правоохранительными органами государства, а социальные нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия.
- Право закрепляется в определенных формах (НПА), то есть формально определено, а социальные нормы первобытного общества «живут» в сознании людей.
- Право является динамическим регулятором общественных отношений, социальные нормы крайне консервативны.
- Для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в социальных нормах первобытного общества такой различимости нет.
Аристотель определял государство как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих».
Николо Макиавелли определял государство через «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов».
Французский мыслитель 16 в. Жан Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».
Томас Гоббс определял государство, как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что может употребить силы и способности всякого для общего мира и защиты».
Джон Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, «входящих в государство».
Л. Гумплович «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».
В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на внутренние и внешние.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
1. Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.
Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.
Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.
Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями и т.д.
Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д.
Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.
2. Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне.
В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.
Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эха функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником.
Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.






