Работникам по сравнению с действующим КЗоТ (вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, охраны труда и др.)

По своей непосредственной сути договор является индивидуаль­ным актом, с помощью которого граждане и иные лица закрепляют свои права и обязанности в конкретных отношениях (договор купли-продажи, договор дарения, договор перевозки и др.) В то же время в

Например, ст. 134 Кодекса торгового мореплавания говорит, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, опре­деляется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — сро­ками, обычно принятыми в порту. Таким образом, правотворческий орган придает правовое значение обычаям, разрешает пользоваться ими при решении вопросов о возникновении, изменении или пре­кращении конкретных правоотношений. Кодекс не приводит самих обычаев. В каждом отдельном случае будет применяться обычай со­ответствующего порта и он будет признаваться в качестве общеобя­зательного правила, нарушение которого влечет применение юри­дической ответственности к виновным лицам.

Особой формой права выступаетправовой обычай. Его специфика состоит в том, что закон, иной нормативно-правовой акт придает како­му-либо обычаю общеобязательное значение. В акте говорится о том, что при регулировании соответствующего вида общественных отно­шений нужно руководствоваться действующими обычаями. Однако сам обычай в тексте закона не приводится. Если обычай включен в текст нормативного акта, то он становится ординарным правовым установлением и теряет статус обычая.

Разновидностью нормативно-правовых актов являются также ус­тавы предприятий и организаций. Это локальные нормативные акты. На основе действующего законодательства, иных нормативно-пра­вовых актов учредители предприятия, организации разрабатывают уставы, которыми определяются права и обязанности органов управ­ления ими, источники финансирования, порядок распоряжения имуществом, распределения прибыли и др. Нормы, содержащиеся в уставах, имеют общеобязательное значение как для работников орга­низаций, предприятий, так и лиц, вступающих в правоотношения с ними, и охраняются от нарушений органами государства.

Практика знает следующие источники права: 1) нормативно-право­вой акт, 2) судебный прецедент, 3) правовой обычай, 4) нормативный договор, 5) религиозные тексты.

Нормы права как общеобязательные правила, подлежащие испол­нению широким кругом лиц, должно быть знаемы ими. Поэтому го­сударственные органы, принимая то или иное нормативно-право­вое предписание, должно, во-первых, изложить его в форме, доступ­ной для восприятия другими лицами, и, во-вторых, обеспечить возможность ознакомления с ним самых широких слоев населения, организаций и иных лиц.

Источники права

Конкретные формы взаимосвязи права и иных социальных норм в конечном итоге определяются экономическим и политическим уровнем развития общества, состоянием политической и правовой культуры общества, политическим режимом в стране. Наибольшая гармония социальных норм достигается в обществе и государстве, стремящемся к максимально полному развитию прав и свобод чело­века, созданию необходимых условий для активного и творческого участия в делах общества каждого ее члена.

Государство принимает активные, хотя и не всегда результатив­ные меры по устранению конфликта между правовыми установле­ниями и нормами морали, обычаями. Оно привлекает к ответствен­ности лиц, совершающих правонарушения, осуществляет правовую пропаганду действующих в обществе законов, отменяет устаревшие нормы права.

Способы выражения и доведения решений правотворческих орга­нов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц понимаются как источники права. Современная нормотворческая



Нормативно-правовой акт — это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права. Большую часть действующих в обществе нормативно-правовых актов при­нимают органы государства или должностные лица. В число та­ких актов входят законы, принимаемые представительными (за­конодательными) органами государства, постановления и распо­ряжения, декреты, инструкции, принимаемые исполнительными органами государства.

Нормативно-правовые акты принимают также органы местного самоуправления. И это вполне понятно. Нельзя браться за решение задач местного, локального значения, не обладая властными полно­мочиями, в том числе и правом издания общеобязательных предпи­саний. Поэтому государство, наделяя органы местного самоуправ­ления широкими полномочиями в сфере управления муниципаль­ной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, охране общественного порядка, одновременно предоставляет им и правотворческие функции.

Судебный прецедент представляет собой судебное решение, имею­щее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Этот источник права имеет широкое применение в Англии, США, Канаде, Австралии, хотя его обязательная сила проявляется различ­ным образом. Так, в Англии решения, вынесенные палатой лордов, являются обязательными для всех судов данной страны. Решения апелляционного суда признаются обязательными для всех нижесто­ящих судов. В США Верховный суд и верховные суды штатов не свя­заны жестко своими ранее принятыми решениями и могут отступать от них, ориентировать суды на иное решение соответствующих кате-


горий дел. Используя прецедент, судебные органы фактически со­вмещают функции правотворческого и судебного органа, что проти­воречит основному принципу организации и деятельности государ­ственных органов — принципу разделения властей. В Российской Федерации, равно как и в Германии, Франции и других странах кон­тинентальной Европы, судебный прецедент в качестве источника права не применяется.

Применение обычаев делового оборота (деловых обыкновений) для регулирования гражданско-правовых отношений допускается ч. 2 ст. 427 ГК РФ. Кодекс также не устанавливает содержания самих обы­чаев. Ставится лишь ограничение, что обычаи, противоречащие дей­ствующему законодательству, применяться не могут.

Нормативный договор как нормативно-правовой акт представ­ляет собой письменный документ, содержащий нормы права. Одна­ко, будучи самостоятельным источником права, нормативный договор отличается от нормативно-правового акта по органам и способам его принятия.


порядке исключения договор может выступать и источником права. Для этого необходимо наличие трех условий: 1) прямой санкции го­сударственных органов на принятие норм права в форме норматив­ного договора. Это санкционирование должна быть прямо предус­мотрено действующим законом; 2) нормативный договор принима­ется при добровольном согласии всех лиц, которые его подписали. Этим признаком нормативный договор отличается от нормативно-правового акта, который считается принятым, если за его принятие проголосует большая часть членов коллегиального правотворческо­го органа; 3) нормативный договор предусматривает взаимную от­ветственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполне­ние закрепленных им норм права.

В Российской Федерации нормативный договор применяется для оформления следующих нормативных соглашений, используемых для целей регулирования внутригосударственных отношений:

1) между субъектами Российской Федерации, а также между федеральными органами исполнительной власти и органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации (напри­мер, Федеральный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Феде­рации от 31 марта 1992 г.);

2) между учредителями какой-либо коммерческой или некоммер­
ческой организации, учреждения;

3) между учредителями и созданной ими организацией (напри­
мер, в форме нормативного договора между учредителями негосу­
дарственного образовательного учреждения и образовательным уч­
реждением регулируются вопросы финансирования образовательно­
го учреждения, использования им имущества, переданного
учредителем, и другие вопросы);

4) между работодателями, профсоюзами и органами государства
о социальных льготах и гарантиях, предоставляемых работникам
организаций, учреждений, предприятий. Эти соглашения могут зак­
лючаться на разных уровнях. Например, генеральное соглашение зак­
лючается на федеральном уровне с участием Правительства РФ, объе­
динений предпринимателей и профсоюзных органов. На уровне от­
дельных организаций, учреждений между работодателями и
профсоюзными органами с целью регулирования социально-трудо­
вых отношений заключаются коллективные договоры. Такие дого­
воры устанавливают дополнительные социальные льготы и гарантии



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: