Тема 2. Методология теории права и государства

План

Тема 1. Предмет теории государства и права

План-конспект лекционного курса

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

2. Структура учебного курса.

3. Задачи учебной дисциплины.

4. Развитие теоретической науки о государстве и праве.

1. Теория государства и права (ТГиП) претерпела за последнее время существенные изменения. Такие ее понятия, категории, как сущность, типология, функции государства и права и др. подверглись коренному пересмотру. Однако “ревизия” не затронула целостности предмета, что обусловлено взаимосвязью и взаимозависимостью права и государстав как социальных явлений.

Изменения обусловлены и установлением места ТГиП в системе наук о человеке и обществе. Прежде всего, в содержание ТГиП вошло “человеческое измерение”, т.е. личность, человек, гражданин стали приоритетными, стержневыми категориями. Государственно-правовой аспект прав и свобод человека и гражданина, принципы правовой государственности рассматриваются обстоятельно и являются базовыми для курса.

Другой блок, который занимает центральное место - это крупные достижения государственно-правовой мысли, в том числе и рункой юридической классики, расходившиеся ранее с господствующей доктриной. Речь идет прежде всего о возрождении естественно-правового учения на современном уровне.

Важное условие развития ТГиП - определение ее места в системе юридических наук. Дисциплины, изучающие право, делятся на 3 группы: фундаментальные историко-теоретические, отраслевые и специальные юридические науки. Каждая из дисциплин изучает право как видовое явление объединяет же все отраслевые юридические знания ТГиП, играя роль родового явления, представляя право и государство как целое с внутренними связями. Синтезируя все то общее, что содержат видовые юридические дисциплины, ТГиП не подменяет их, она имеет свой предмет, свою область знаний.

Эта область касается установления обобщающих положений о государстве и праве.

Рассматривая общие идеи о государстве, праве, их предназначении, ценности в обществе, соотношении с экономикой, политикой и др. ТГиП выступает как общественно-гуманитарная наука.

Поскольку ТГиП имеет дело с государственно-правовой стороной социальной жизни, то она наука юридическая.

По отношению к видовым юридическим дисциплинам ТГиП выступает наукой обобщающей, имеющей направляющее значение. Поэтому это наука общетеоретическая, базовая в системе юридических наук.

Каждая наука стремится оперировать систематизированными знаниями о тех основных причинах и факторах, которые порождают явления и процессы, определяют их развитие.

ТГиП также опирается на подобные знания, изучая прежде всего область закономерностей возникновения, функционирования и развития права, правосознания, государства. Это изучение закономерностей отражается в понятиях, категориях юриспруденции: субъект права, правоотношение, сущность государства, правовая культура и др.

2. Определение места ТГиП в системе юридических позволяет очертить те вопросы, которые составляют содержание данной дисциплины структурно можно выразить следующим образом:

· характеристика учебной дисциплины (предмет, метод, место среди других юридических дисциплин);

· происхождение, сущность и периодизация права и государства (происхождение права и государство, понятие и сущность права, понятие и сущность государства, типология права и государства);

· общая теория права (право в системе социального регулирования; принципы, формы, источники права; право, правосознание и правовая культура; норма права; нормативно-правовые акты; система права и система законодательства; правоотношения; правотворчество; правореализация; правовые системы);

· общая теория государства (форма государства, его функции, механизм, политическая система, государственная власть, государственный аппарат);

· проблемы правопорядка (правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность, законность и правопорядок);

· взаимоотношение права и государства (гражданское общество, правовое государство; государственно-правовой прогресс).

Это содержание целесообразно не связывать:

1) с определенным правопониманием, иначе можно повторить ошибки советского времени. Различное правопонимание возникло параллельно с самим правом и постоянно обогащалось - новыми теориями. Естественно-правовая доктрина, нормативизм, историческая, социологическая, марксистская, психологическая и другие школы права пытались и пытаются осмыслить право и государство, исходя из соответствующих позиций;

2) исключительно с законодательством сегодняшнего дня и только Российской Федерации. Во многих случаях, особенно в сфере правового статуса человека и гражданина необходима опора на международные стандарты;

3) с воззрением на право как форму государственного веления, т.е. необходимо преодолеть этатизм (фр. - государство), во взглядах на право, когда договор становится самой распространенной формой права;

4) исключительно с практической направленностью права. В последнее время в содержании ТГиП все больше места находят такие человеческие ценности, как справедливость, свобода, прогресс.

3. Теория государства и права, играя роль “плацдарма” для овладения юридической специальностью, решает две взаимосвязанные интегративные задачи:

· вооружить студентов знаниями общеправовых понятий и категорий, владение которыми - непременное условие успешного усвоения видовыми юридическими дисциплинами;

· сформировать основу профессионального мировоззрения студентов, выработать у них умение анализировать государственно-правовые явления.

Подобный подход при изучении ТГиП поможет снять наблюдаемую сегодня тенденцию практицизма, ведущую к упрощению, выхолаживанию идей ТГиП.

В обучении необходима популяризация знаний, но сами идеи, положения упрощать, вульгаризировать нельзя. Еще Г.Спенсер предупреждал: “Невежественные законодатели опаснее своими бедствиями, нежели враги. Ни в одном деле нет такого поразительного несоответствия между сложностью задач и неподготовленностью тех, кто берется за их решение. Из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, ч то для того, чтобы овладеть каким-нибудь несложным ремеслом, например, ремеслом сапожника, путем отбор и обучение, а к деятельности законодателя годятся все”.

4. Общее направление развития ТГиП - это содержательная переработка тех положений, идеи, которые сложились как идеологическое обоснование и оправдание юриспруденции, обслуживающей административно-командную систему. Прежде всего речь идет о развенчании такого догмата, как: правопродукт и инструмент государства, основа осуществления классового господства в государственных формах.

Выделение теории права в качестве относительно самостоятельной области означает:

· пересмотр гиперболизации принудительной роли государства в появлении и функционировании права;

· преодоление разрыва в преемственности прежде всего с дореволюционной российской юридической мыслью, многие положения которой актуальны в последнее время;

· “восстановлении в правах” системы частного права, что позволяет устранить тот перекос в юриспруденции, когда частный интерес был полностью подчинен общественному;

· уделить личности, человеку, гражданину главное внимание, изучая их на основе общечеловеческих стандартов;

· включение новых блоков тем (правовой идеал, правовой прогресс), что обеспечивает более полное понимание права в целом.

Выделение же теории государства в качестве относительно самостоятельной области нацеливает ее на изучение таких вопросов, как и почему было государственно организовано общество, каковы формы его существования, перспективы государственно организованной деятельности, т.е. государственно организованным обществом. Теория же права - это юридические способы и формы организации и деятельности общества, индивидов и социальных групп.

Выделяя относительную обособленность теории права и теории государства, полагаем, что развитие ТГиП будет плодотворно, когда эти ветви теоретического юридического знания образуют единую науку общую теорию права и государства. Именно данная наука сможет обеспечить полное знание о государственно-правовых явлениях и процессах общественной жизни.

См. подробнее: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В.Лазарева. 2 изд. перераб. и доп. М., 1996. С.5-19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: