Психологическая концепция

Марксистская школа права.

Основной тезис этой школы: право - есть выражение воли экономически господствующего класса. Следовательно, основы возникновения права, его функционирование нужно искать в материальной и классовой обусловленности. Право как надстройка покоится на экономическом базисе, поэтому право есть проявление экономики.

Достоинства марксистской школы:

1. Преодоление широко распространенного идеализма в праве. Работа К.Маркса “К критике философии права Гегеля” посвящена анализу исторической школы.

2. Обоснование причинного подхода к возникновению и изучению права.

3. Аргументация того, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества.

4. Доказательство определяющей роли социальных и экономических факторов возникновения и функционирования права.

5. Связь права с государством, которое обеспечивает право.

Недочеты школы:

1. Марксизм ограничивает жизнь права рамками классового общества, что отрицает его общегуманитарную сущность.

2. Право в марксистском понимании - это совокупность официальных правовых норм, т.е. узкое понимание права.

3. Государство единственный источник права, что принимает роль иных форм права.

4. Право производное от государства. следовательно государство стоит над законами, что идет в разрез с теорией правового государства.

Основные идеи:

· психика людей во многом определяет развитие общества, в том числе его мораль, право;

· понятие, сущность права выводятся через психологические закономерности - правовые эмоции людей, имеющие императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой чувства правомочия на что-либо (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

· правовые переживания делятся на II вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права. Последнее выступает подлинным регулятором поведения.

В связи с переживаниями притязательного характера можно говорить о “студенческом праве” (переживания своих обязанностей в вузе), “праве игры” (переживания по поводу неудачи проигрыша) и др.

Достоинства концепции:

1. Расширенное понимание природы права, видя в праве не только внешнюю, но и внутреннюю психологическую сферу.

2. Попытка показать механизм перевода правовых предписаний в поведение человека.

3. Она катализировала развитие юридической психологии, способствовала изучению правосознания.

4. Правовые нормы могут создаваться помимо государства. Л.Петражицкий показал огромное значение норм международного права.

5. Показала оторванность человека от права. Личность в науке права оставалась “за кадром”.

6. Способствовала развитию юридического понятийного аппарата.

Недостатки концепции:

· стремление перенести природу права из социальной сферы в область психики;

· неоправданное расширение предмета правового регулирования;

· недооценка права, как системы норм, исходящих от государства;

· право и правосознание практически тождественны;

· недооценка связи права с материальными условиями жизни;

· усложненность в целом понятийного аппарата.

В настоящее время интерес к психологической школе вызван необходимостью учета правосознания, как одного из элементов правового регулирования, а также бурным развитием субъективного права.

См. подробнее: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие /Под ред. проф. В.Г.Стрекозова. М., 1993. С.131-141.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: