Планы семинарских занятий 3 страница

Гражданское общество сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, нередко приводит к конфликтам, противостоянию между ними. Снимать остроту этих противоречий призвано государство, выполняющее функцию верховного арбитра. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нем могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного гражданского общества государство никогда не будет демократическим.

3. Политическая система связана с осуществлением политической власти — с деятельностью органов государства и местного самоуправления, партий, общественно-политических движений, средств массовой информации и т.д. В политической системе выделяются институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная и культурная подсистемы. Необходимо раскрыть особенности каждой из подсистем. Государство занимает центральное место в политической системе. Это обусловлено свойствами государства, которыми не обладает ни один из участников политических отношений. Важно проанализировать эти свойства и установить функции государства в политической системе.

4. Политические партии стали создаваться в эпоху становлениягражданского общества, отличающегося многообразием групповых интересов и ценностей его членов, различиями в понимании людьми взаимоотношений государства, общества и личности. Партии объединили разнородные взгляды и интересы основных социально-политических сил формировавшегося буржуазного общества. В Федеральном законе «О политических партиях» раскрываются требования, которые государство предъявляет к политическим партиям. Помимо этих норм, при ответе на данный вопрос следует раскрыть формы взаимодействия партий с государством: участие в формировании органов власти, участие в законотворчестве, контроль и др.

Взаимоотношения государства и церкви складываются по-разному и зависят от типа государства: светского (с плюралистическими отношениями государства и церкви или с наличием традиционной церкви); клерикального (с государственной церковью); теократического; атеистического.

Говоря о взаимоотношениях государства и средств массовой информации важно ответить на вопрос: можно ли говорить о независимость СМИ и их возможности влиять на принятие властных решений? Изучите точку зрения Евгения Федорова, который считает, что в России «центральные каналы прямо подчиняются Вашингтону»<https://www.rospisatel.ru/fedorov-e.htm> и выводы эксперта,руководителя Санкт-Петербургского аналитического аграрного центра, доктора технических наук, академика Петровской академии наук и искусств Ковальчук Ю.К. «Спецоперация по ликвидации». < https://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=594370>

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные признаки гражданского общества.

2. Почему государство является ядром политической системы общества?

3. Укажите основные формы воздействия государства на экономику.

2 модуль: темы №8-15 (12 семинаров).

Тема 8. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА

(1 семинар: 3 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Проблемы правопонимания в современной юридической науке.

2. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки права.

3. Сущность и содержание права.

4. Социальное назначение права.

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на понятие и сущностьправа. Результаты оформить в таблице.

Форма контроля: групповая дискуссия.

Литература

Байтин М.И. Сущность права: Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. Саратов, 2005.

Графский В.Г. Интегральная юриспруденция: актуальный и все еще не завершенный проект // Правоведение, 2000, № 3.

Емельянов С.А. Право: определение понятия. М., 1992.

Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. 2004. №7.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

Лившиц Р.З. Теория права: учебник. М., 1994. Лукич Р. Методология права. М., 1981.

Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.

Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007.

Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2008.

Радько Т.Н., Медведева Н.Т. Позитивизм как научное наследие и перспектива развития права России // Государство и право. 2005. № 3.

Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.

Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / Ин-т государства и права РАН. М., 1996.

Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988.

Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1909.

Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ярославль, 1995 (раздел «Содержание права»).

Проблемы понимания права. Сборник научных статей. Право России: новые подходы. Вып. 3. Саратов, 2007.

Вопленко Н.Н. Сущность, принципы: и функции права. Волгоград, 1998.

Шмит Карл. Номос земли в праве народов. СПб., 2008.

1. При подготовке ответа на первый вопрос следует знать, что правопонимание заключает в себе теории, представления и взгляды, характеризующие признаки, сущность и социальное назначение права. Правопонимание — это главная методологическая, мировоззренческая, ценностно-ориентирующая позиция юристов (законотворцев, правоприменителей и др.) на назначение и сущность права. Разнообразие подходов к праву связано, прежде всего, с особенностями самого права, в результате познания которого какой-то одной группе свойств придается доминирующее значение. В юридической науке сложилось несколько типов правопонимания.

Ядром нормативного подхода является отождествление права с общеобязательными нормами. Основоположник нормативизма Г. Кельзен под правом понимал иерархическую систему норм, содержащихся в правовых актах: договорах, актах должностных лиц, судебных решениях, подзаконных актах, законах, конституциях. Обязательность норм права не привносится, с точки зрения Кельзена, извне — государством, моралью, иными социальными институтами, а содержится в самом праве. Подчеркивая неразрывную связь нормы права и обязательности, Г. Кельзен резонно замечал, что «норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет».

Господствующим в современной российской юридической науке является нормативное понимание права. В отличие от Кельзена, отечественные ученые не относят к нормам права индивидуальные предписания, содержащиеся в договорах и судебных решениях, а обязательность права считают результатом его гарантированности государством. Право при таком подходе поставлено в строгую зависимость от государства и, по существу, отождествляется с законом. Для юриста-практика такой подход вполне приемлем. Однако для непосредственных адресатов права (граждан, организаций) подобный взгляд на право явно недостаточен. В 60— 70-е годы внимание советских правоведов привлекла дискуссия об определении общего понятия права, развернувшаяся между сторонниками «широкого» и «узкого» понимания права.

Сторонники «широкого» понимания права (Д.А. Керимов, В.А. Туманов, В.С. Нерсесянц и др.) исходят из того, что право не тождественно законодательству. В понимании права подчеркивается особая роль нравственно-правовых, политических и других принципов. Данное понимание права сформировалось не без влияния так называемого социологического подхода.

Согласно социологическому подходу, закон — собрание во многом формальных, далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное — не «буква», а «дух» закона. Правовые нормы без воплощения в поведении людей остаются «мертвым», «книжным» правом. Право — это правовые отношения. На основе правоотношений создаются нормы права. Поэтому правоотношения первичны, а нормы права вторичны.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов, формализм и консервативность нормативного подхода. Представители социологической школы права — Е. Эрлих, С.А. Муромцев, Р. Паунд не отрицают нормативность в праве, но считают, что нормы права лишь часть права, право в их понимании — защищенный порядок общественных отношений.

Психологическая теория (Л. Петражицкий, А. Росс) отождествляет право с особыми переживаниями, чувствами (интуитивным правом), на основе которых создаются законы (позитивное право). По сути, это «очеловечение» социологического подхода. Отсюда пристальное внимание ко всем проявлениям индивидуальной и социальной психологии в процессе правотворчества и правоприменения.

В соответствии с философским подходом к праву (теория естественного права, либертарная теория) разграничиваются два уровня права — естественное и позитивное. Естественное право выражает потребности людей, которые заложены в них природой. Поскольку отличительной чертой человека, как живого существа, является разум, то и естественное право выводилось учеными как требования разума. Естественное право — это идеалы, которые стремится достичь человек, следуя своей разумной природе. Естественное право неизменно и едино для всех времен и народов, как неизменна и едина разумная природа людей, живущих в разные времена и принадлежащих к разным народам.

Позитивное право создается и охраняется государством и выражает его волю. Оно вытекает из естественного, конкретизирует и защищает его идеалы. Естественное право, таким образом, ставится над позитивным как высшее право, черпающее свою силу не в государственной власти, а в разуме человека. Оно выступает и как основа позитивного права, и как критерий его оценки. Значит, позитивное право должно соответствовать естественному и не может ему противоречить.

Право не должно сводиться к своим отдельным проявлениям. Не является корректной и постановка вопроса о том, какое правовое явление лежит в основе возникновения другого — правосознание, правоотношения или правовые нормы. Как справедливо отмечает В.И. Гойман: «Интегративный подход позволяет точнее подойти к оценке объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами».

2. С точки зрения нормативного подхода, право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и охраняемых государством. Во втором вопросе необходимо раскрыть признаки права как нормативного регулятора общественных отношений.

3. Отвечая на третий вопрос, следует уяснить, что в науке сложилось два подхода к определению сущности права. С одной стороны, право выражает волю экономически господствующего класса. С другой стороны, право есть средство достижения социального компромисса, инструмент общесоциального регулирования.

4. В социальном назначении конкретизируется сущность права. Право может выражать волю определенного класса или социальной группы, находящейся у власти, или согласованную волю всего общества или его большинства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково содержание и практическое значение типов правопонимания?

2. Каковы основные характеристики права как нормативного регулятора общественных отношений? Раскройте признаки права.

3. Охарактеризуйте сущность и социальное назначение права.

Тема 9. ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

(1 семинар: 2 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы.

2. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.

3. Право в системе социального регулирования. Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия. Право и корпоративные нормы.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

Литература

Головкин Р.Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни. Владимир, 2005.

Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. №8.

Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М., 1991.

Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1988.

Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М., 1986.

Суглобов Г.А. Об обычаях и религиозных обрядах. М., 1994. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.

Бруно Леони. Свобода и закон. М., 2008. Фуллер Лон. Мораль права. М., 2007.

Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностное измерение. М., 2009.

1. В обществе складывается система социальных регуляторов, цель которых — оказывать воздействие на поведение людей. В регулятивной системе принято выделять нормативные (социальные нормы) и ненормативные (ценностный, директивный, информационный) социальные регуляторы. Необходимо знать их отличия.

2. При подготовке ответа по этому вопросу следует помнить, что важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций (корпоративные нормы), обычаи, религиозные нормы. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития. Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения, представляет собой систему соционормативного регулирования общественных отношений. Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение участников общественных отношений. Социальные нормы характеризуются следующими признаками: 1) они являются правилами поведения людей; 2) это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил; 3) это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе.

В отличие от социальных норм, регулирующих поведение людей, технические нормы — это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами. Назначение технических норм — в правильном использовании сил природы и техники наиболее экономичным и экологически безвредным способом. В силу своей значимости часть этих норм находит закрепление в законодательстве и называется технико-юридическими (например, технические регламенты, технические условия, различные ГОСТы, правила). За нарушение отдельных этих правил установлена юридическая ответственность.

3. Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по способу их установления (создания) и по средствам охраны их требований от нарушений. В соответствии с этим выделяются следующие виды социальных норм: нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством; нормы морали — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных актами этих организаций; нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошли в привычку людей; религиозные нормы — это правила поведения, основанные на религиозных ценностях (главные — это представления о богоугодном и греховном), установленных различными конфессиями и имеющие обязательное значение для верующих.

Единство всех социальных норм цивилизованного общества основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости. Так, нормы права и нормы морали взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Точная реализация правовых норм означает, как правило, воплощение в общественную жизнь требований морали. Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Обычаи — это правила поведения, установившиеся в результате длительного и многократного применения. Они соблюдаются в силу привычки. Следует помнить, что к большинству обычаев право относится индифферентно. Прогрессивные же обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. Гражданское право признает обычаи делового оборота — правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

Религиозные и правовые нормы внешне имеют определенное сходство: в известной степени формализованы, содержательно определены и документально зафиксированы (в Библии, Коране, Сунне и других «священных книгах»). Однако они различаются по предмету регулирования, степени детализации, способам обеспечения и другим признакам.

Корпоративные нормы имеют определенное сходство с правовыми. Они так же, как и юридические, документально зафиксированы, в известной степени детализированы (например, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия на них). Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), ФЗ «Об общественных объединениях» и других законах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте нормативные и ненормативные регуляторы.

2. Перечислите признаки социальных, технических и технико-юридических норм.

3. Раскройте общее и особенное в праве и других социальных нормах: морали, обычаях, религиозных и корпоративных нормах.

Тема 10. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

(2 семинара: 1й- 2 балла, 2й- 2 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Право и государство. Право и политика.

2. Право и экономика. Право и культура.

3. Ценность права и правовые ценности: справедливость, свобода, равенство.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

Литература

Агешин А.Ю. Политика, право, мораль. М., 1982.

Белявский А.В. Право и совесть. М., 1978.

Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 2008.

Ведяхин В.М., Ревина С.М. Типы и методы правового регулирования рыночных отношений // Правоведение, 2002, № 2.

Государственное регулирование экономики в современных условиях. М., 1997.

Головкин Р.Б. Современное право России в системе религиозно-традиционного регулирования. Владимир, 1999.

Самофалов Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2005. Гл. 1, с. 7—54.

Право и культура: монография / Под ред. В.С. Нерсесянц, Г.И. Муромцева, Г.И. Мальцева и др. М., 2002.

Право и культура: монография / Под общ. ред. В.К. Егорова, Ю.А. Тихомирова, О.Н. Астафьевой. М., 2009.

Трофимов А.Н., Паршиков Н.А. Право и экономика. Орел, 1998.

1. Ответ на первый вопрос предполагает рассмотрение пяти основных позиций о трактовке соотношения государства и права: 1) этатистской, исходящей из приоритета государства перед правом; 2) естественно-правовой, утверждающей верховенство права; 3) дуалистической, предполагающей сложную взаимообусловленность права и государства; 4) позитивистской, проповедующей идею самоограничения государства правом; 5) либерально-демократической, обосновывающей идею связанности государства правом. Необходимо также охарактеризовать основные направления воздействия права на государство и государства на право

2. Анализ проблем взаимоотношений права и экономики, права и политики также предполагает характеристику направлений воздействия экономики и политики на право, и права на экономику и политику. При этом следует учесть различия рыночных экономических систем с демократическим политическим режимом и плановых экономических систем с антидемократическим политическим режимом.

При ответе на вопрос о взаимоотношении права и свободы необходимо исходить из того, что в юридическом смысле свобода — это возможность поведения, не нарушающего норм права. Право, с одной стороны, выступает средством реализации свободы, а с другой — средством ее ограничения. Право придает свободе социальное качество, при котором активность каждого человека согласуется с нравственностью, а также с активностью других людей. Наделяя людей правоспособностью и предоставляя им тем самым равные возможности для приобретения всевозможных социальных благ, право очерчивает сферу свободы людей. Право — мера свободы.

3. Право неотделимо от справедливости. Справедливость — свойство, внутренне присущее праву и выражающее его сущность. Справедливость регулирует в праве баланс равенства и неравенства, свободы и несвободы. Понимание справедливости, с одной стороны, является объективным, общечеловеческим. С другой стороны, представление о ней навязывается социальными силами, стоящими у власти, использующими для этого идеологию, право, искусство и другие средства воздействия на сознание людей.

4. Ценности свободы, справедливости, равенства и закрепляющие их правовые нормы являются отражением социальных интересов. Вне социальных интересов правовое регулирование существовать не может. Право выражает и закрепляет интересы не отдельных людей, а социальных групп, преимущественно тех, которые стоят у власти. Наиболее отчетливо связь права и интересов проявляется в правотворчестве и при реализации права.

5. Понятие «культура» охватывает знания, ценности, обычаи, верования, мораль, искусство, право и другие результаты социального опыта, приобретенного и поддерживаемого членами общества. Культура формируется на основе отбора определенных образцов поведения и мышления людей. Данные образцы (ценности, нормы, идеи, мыслительные образы, язык и т.п.) являются своеобразной формой приспособления общества к среде обитания. Именно в культуре, как в накопленном за долгие годы социальном опыте, рождаются представления людей о нормативном, должном. В своем существовании нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, так как переводят значимые цели в практическую деятельность. Вместе с изменением ценностей, выдвижением новых идеалов изменяются и нормы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково соотношение права и государства?

2. Что такое «справедливость»? Как она связана с правом?

3. Покажите взаимоотношения права с экономикой, политикой, культурой.

Тема 11. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА

(1 сем.: 2балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Принципы права: понятие и классификация.

2. Характеристика основных принципов права.

3. Функции права: понятие и классификация.

4. Общая характеристика регулятивной и охранительной функций права.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

Литература

Бобылев А.И. Правопонимание и принципы права // Право и государство: теория и практика. 2009. № 3. С. 6—11.

Варламова И.С. Справедливость как основной принцип права // Право и государство: теория и практика. 2008. № 8. С. 144—146.

Вопленко Н.Н. Сущность, принципы: и функции права. Волгоград, 1998.

Радько Т.Н. Методологические вопросы познания функций права: Материалы к лекциям. Волгоград, 1974.

Радько Т.Н. Основные функции советского права: учеб. пособие. Волгоград, 1971.

Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права: учеб. пособие. Н.Новгород, 1995.

Скурко Е.В. Принципы права. М., 2008.

Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и в системе законодательства // Правоведение, 2006, № 3.

Право характеризуется определенными основополагающими началами, которые называются принципами права. Общепринятым является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Для теории государства и права наибольшее значение имеют общеправовые принципы: справедливость, равноправие, гуманизм, законность, демократизм, единство прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения и др. Данные принципы свойственны всей системе права, всем ее отраслям, хотя и проявляются в каждой отрасли по-разному. Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям права (осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства, независимость судей и др.). Отраслевые принципы: определяют специфику конкретной отрасли права. В трудовом праве — это, например, обеспечение свободы труда и занятости, запрет дискриминации.

При подготовке ответа на третий вопрос необходимо исходить из того, что функции права — это основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют общеправовые, отраслевые, межотраслевые функции, а также функции правовых институтов и отдельных норм права. Кроме того, можно разграничивать общесоциальные функции права (экономическую, политическую, социальную, культурно-воспитательную, социального контроля, информационно-ориентирующую) и собственно юридические функции (регулятивную и охранительную). Следует охарактеризовать данные функции права.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое принципы права? Назовите их виды.

2. Раскройте содержание основных принципов права.

3. Что собой представляют функции права?

4. Дайте классификацию функций права.

Тема 12. ИСТОЧНИКИ ПРАВА

(2 семинара: 1й- 2 балла, 2й- 2 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие источника права. Соотношение источника и формы

права. Преемственность и обновление в праве. Рецепция в праве.

2. Виды источников права. Их общая характеристика.

3. Правовой обычай. Обычное право. Деловой обычай и деловые обыкновения.

4. Судебный прецедент. Судебное право.

5. Иные источники права (правовая доктрина, принципы: права, договоры, судебная практика).

6. Нормативный правовой акт: понятие, отличительные признаки, виды. Закон как нормативный правовой акт. Признаки закона, виды законов. Подзаконные акты и их разновидности.

Задание для подготовки к занятию:

Составьте презентацию по теме занятия.

Форма контроля: презентация.

Литература

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. СПб., 1993.

Бошно С.В. Формы российского права. М., 2004.

Гук П.А. Судебный прецедент как источник права. Саратов, 2003.

Малеин Н.С. Правовые принципы: нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.

Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2008.

Судебная практика как источник права. М., 1997.

Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 1990. № 3.

Эффективность закона (методология и конкретные исследования) / отв. ред. В.М. Сырых и Ю.А. Тихомиров. М., 1997.

Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение, 1998, №4.

1. Источники права — жизненные условия, предопределяющиевозникновение и развитие права. Принято выделять: а) источники права в материальном смысле (материальные условия жизни людей); б) источники права в идеальном смысле (философские идеи,которые выступают основой правовой системы); в) источники права в юридическом (формальном) смысле (способы внешнего выражения права). Таким образом, источник права в юридическом смысле — это форма выражения, объективизации нормативной государственной воли. Источник (форма права) показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества

2. Известны следующие основные формы права: а) нормативный правовой акт; б) правовой прецедент; в) правовой обычай; г) договор нормативного содержания; д) юридическая доктрина; е) принципы права. При ответе на данный вопрос необходимо раскрыть их главные признаки.

3.Правовой обычай — исторически первый источник права. Таковым признавался обычай, который в силу многократного применения приобретал общеобязательное значение и соблюдение которого обеспечивалось принудительной силой государства. Правовыми становились обычаи, которые выражали: 1) продолжительную правовую практику; 2) единообразную практику, т.е. приобретали устойчивый, типичный характер. В России правовые обычаи существуют в форме обычаев делового оборота, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: