Планы семинарских занятий 2 страница

4. Государственно-правовой режим — это совокупность приемов, способов и методов осуществления государственной власти.

В характеристике режима отражаются приемы воздействия на население, характер обеспечения властью прав и свобод граждан. Современный этап развития государственности характеризуется преимущественно такими разновидностями государственного режима, как демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный). Важно знать особенности всех разновидностей государственно-правового режима.

Для лучшего понимания сути демократии следует прочитать раздел «Симулякр демократии» из главы VI «Глобализация» книги политолога А. Ваджра «Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии» (https://lib.rus.ec/b/276249/read). ««Свободный выбор» народа в условиях демократического режима напоминает сезонную «перетасовку затасканной колоды карт», где все «тузы» крапленые. Причем многообразие партийной системы, которое должен создавать политический плюрализм, является лишь видимостью, так как программы этих партий настолько же однообразны, насколько одинаковы их источники финансирования. Поэтому демократия — это имитация политического многообразия и конкуренции, при всеопределяющем политическом монополизме. «Власть сегодня для нас… уже перемещается из парламентов в частные круги, а выборы неминуемо низводятся до уровня комедии. Все решают деньги в интересах тех, у кого они есть, а процесс выборов превращается в игру с заранее предрешенным исходом, в инсценировку самоопределения народа», — с ошеломляющей откровенностью писал О. Шпенглер (Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Всемирно–исторические перспективы. — Минск.: Попурри, 1999. Т. 2. с. 614).

Обеспечивая олигархии абсолютное господство в политической сфере, демократия позволяет ей решать еще одну очень важную задачу — сохранять баланс политического влияния между ее отдельными группировками. В условиях, когда политика — это процесс борьбы и сотрудничества финансово–политических кланов, каждый из которых защищает свои групповые интересы, политическая власть не может в полном объеме персонифицироваться в какой–то должности или государственном органе, так как это усилит вероятность узурпации власти одним из этих кланов, который получит таким образом реальную возможность уничтожить своих соперников и захватит все ресурсы страны. Чтобы этого не произошло, олигархия вынуждена лишить государственную власть целостности путем разделения ее на три независимые части: исполнительную, законодательную и судебную. Только в таких условиях финансовая власть, представленная олигархией, может доминировать над властью политической (государственной), которая расчленяется для обеспечения «баланса интересов». По этой причине демократия представляет собой прочный монолит финансовой власти, с локальными вкраплениями в эту тотальность политической (государственной) власти.

Поэтому–то для демократии, а точнее — олигархии, самостоятельный монарх или вождь, представляющие собой чистую концентрацию политической (государственной) власти, выступают абсолютным злом. Более того, демократы (либералы) провозглашают абсолютным злом и саму политическую (государственную) власть. Поэтому демократия — это политический механизм, обеспечивающий господство олигархии и баланс интересов между ее отдельными группами, одновременно создающий в массовом сознании стойкую иллюзию власти народа. В связи с этим главной целью демократии является не «власть народа», которая в принципе невозможна, а подчинение политической (государственной) власти сообществу финансовых магнатов, а всех неденежных целей общества — денежным».

5. Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора для достижения политических, экономических, военных или других целей. К межгосударственным объединениям относятся конфедерации, содружества и сообщества. Государства, входящие в межгосударственное объединение, сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. Следует рассмотреть отличительные черты всех форм межгосударственных объединений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое форма государства? Какие факторы оказывают на нее определяющее воздействие?

2. Что представляет собой форма правления? Охарактеризуйте ее разновидности.

3. Что такое форма государственного устройства? Охарактеризуйте ее разновидности.

4. Что такое государственно-правовой режим? В чем состоят особенности демократического и антидемократического режимов?

5. Раскройте признаки конфедерации, содружества и сообщества государств.

Тема 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

(2 семинара: 1й- 2 балла, 2й- 2 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие функций государства.

2. Классификация функций государства. Содержание внутренних и внешних функций государства.

3. Формы и методы реализации функций государства.

4. Тенденции развития функций государства. Влияние процессов глобализации на функционирование государства.

Задание для подготовки к занятию:

1. Подготовить реферат о развитии одной из функций современного государства (на выбор студента).

Форма контроля: реферат.

Литература

Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979.

Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: АСТ: Астрель, 2007. – 542 с. <https://lib.rus.ec/b/276249/read>.

Гордеев К. Управляемое разрушение порядка – точки разлома. «За революцию от Туниса до Сибири!» Часть II <https://www.fondsk.ru/news/2011/07/03/za-revoljuciju-ot-tunisa-do-sibiri-ii.html> (просмотрено 3 июля 2011 г.).

Евгений Федоров: бизнес России на крючке США. <https://www.rospisatel.ru/fedorov-e.htm>(просмотрено 12 июня 2012 г.).

Катасонов В. Ю. Экономика России в условиях ВТО: Нефть + наркотики. // Советская Россия. 2012. 30 августа. С. 4. <https://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=591729>

Катасонов В. Ю. Об управляемости российской экономики. <https://6chuvstvo.pereprava.org/index.php/component/content/article/61-qnashe-deloq-2-2010/484-gaz2-2010ob-upravlyaemosti-rossiiskoi-ekonomiki-okonchanie-nachalo-sm-v-lndr-1>(просмотрено 18 июня 2011 г.).

Катасонов В. Ю. Как противостоять планам мировой закулисы. <https://www.ruskline.ru/news_rl/2011/06/18/kak_protivostoyat_planam_mirovoj_zakulisy/>(просмотрено 18 июня 2011 г.).

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике: учеб. пособие. М., 1992.

Лемешев М.Я Спят и видят мир без России. // Советская Россия. 2011. 12 мая. С. 2. <https://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=588022&pagenum=1> (просмотрено12 мая 2011 г.)

Ночевкин В. "Управляемый хаос" по-американски: в прицеле Иран и Сирия, на очереди - Китай и Россия? <https://www.fondsk.ru/news/2011/03/25/upravljaemyj-haos-iran-sirija-kitaj-rossija.html> (просмотрено 25 марта 2011 г.).

Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Эксмо, Алгоритм, 2002.

Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.

Перкинс Д. Исповедь экономического убийцы.. М.: Претекст, 2010. 352 с. <https://www.koob.ru/perkins/confession_of_an_economic_hit_man>

Пожарский Д.В. Функции государства и государственный контроль в их системе. М., 2005.

Призраки приватизации. О них рассказывает бывший глава Госкомимущества РФ Малахов В. С. // Российская Федерация сегодня. 2011. №15. <https://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/11/925/51.html>

Государство в условиях глобализации: учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом "Университет", 2007. 256 с.

Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. - М.: Издательский Дом «Альпина», 2001

Сайдаманов А.А. Налоговое обложение как функция государства. М., 2005.

Самсонов А. Операция по ограблению России. // Военное обозрение. 2011. 3 августа. <https://topwar.ru/5956-operaciya-po-ogrableniyu-rossii-finansovo-ekonomicheskaya-zavisimost-ot-zapada.html>

Саттон Э. Как Орден организует войны и революции. М.: Алгоритм, 1995.

Хаггер Н. Синдикат. История мирового правительства. М.: Алгоритм, 2011. - 496 с.

1. При рассмотрении первого вопроса следует уяснить, что термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства. В функциях государства выражается его социальное назначение, т.е. та роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Необходимо ознакомиться с признаками функций государства.

2. При изучении второго вопроса важно знать, что функции бывают внутренними и внешними, постоянными и временными, главными и производными. Следует раскрыть содержание всех функций.

3. Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов. При ответе на третий вопрос следует установить разновидности и особенности правовых и неправовых (организационных) форм реализации функций государства, а также изучить методы осуществления государственной власти: нормативного регулирования, принуждения, убеждения, договорного регулирования, надзора и контроля, информационного влияния на общество.

4. Для понимания сущности глобализации необходимо прочитать главу VI «Глобализация» из книги политолога А. Ваджра «Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии» (https://lib.rus.ec/b/276249/read). «Как правило, наиболее распространенные и признанные определения глобализации имеют очень узкий смысловой спектр. Авторитетные представители академических кругов, популярные политики и известные бизнесмены мирового масштаба говорят о глобализации лишь в финансово–экономическом и информационно–технологическом аспекте, все остальные ее проявления последовательно игнорируются. Для них глобализация — это мировая интегрированная система (прогрессирующая к абсолютному доминированию), представляющая собой глобальный рынок, обеспечивающий беспрепятственное перемещение по земному шару товаров, капиталов, информации, услуг и технологий. К указанному еще добавляют, что глобализация протекает в рамках неолиберальной теории, постулирующей абсолютную необходимость открытия, дерегуляции и приватизации национальных экономик.

Однако этот общепринятый вариант определения данного явления целенаправленно вуалирует, а не раскрывает его сущность, так как подробно описывает, как происходит глобализация, но не объясняет для чего. Сказать, что глобализация — это только лишь свободное перемещение определенных артефактов в пространстве, значит, ничего не сказать, так как суть данного явления заключается не в перемещении чего–то, а в том, к чему это перемещение приведет в конечном итоге человечество. Значение имеет не то, что мир двигается, а то, куда он двигается, зачем и в чьих интересах.

Современная западная пропаганда в средствах массовой информации особо подчеркивает, что глобализация якобы является процессом сугубо объективным, а потому необратимым. Ей вторит и значительная часть академических кругов (в том числе и стран СНГ). Все они неустанно повторяют мысль, что глобализацию необходимо принимать как данность, к которой нужно приспосабливаться. В данном случае достаточно удачно используется старый марксистский комплекс, проявляющийся в стремлении наложить на мировой исторический процесс некие «объективные закономерности», якобы его определяющие. Стремление современной пропаганды представить глобализацию как сугубо «объективный процесс» обусловлено еще и задачей сокрытия тех сил, в интересах которых она осуществляется. Любая попытка выявления субъективного фактора глобализации вызывает жесткие карательные санкции со стороны тех, кто формирует общественное мнение, стоит во главе академических кругов, руководит средствами массовой информации и активно поддерживает политику глобализации. Представление о глобализации как сугубо объективном феномене настолько абсолютизировалось, что любая мысль, отрицающая это, воспринимается как антинаучная крамола.

Примером того, какое неизгладимое впечатление производит на апологетов «объективных закономерностей» иной взгляд на действительность может быть I Конвент «Российской ассоциации международных исследований», состоявшийся в апреле 2001 года в Москве. Одна из его секций была посвящена «Проблеме глобализации в современном мире». На ней выступили как российские политологи, так и их коллеги из «Американской ассоциации международных исследований». Подводя ее итоги, заместитель директора Института США и Канады РАН А.Д. Богатуров был глубоко поражен мнением американцев о природе глобализации. В отличие от столпов российской политологии, убежденных в ее абсолютной объективности, по его словам, они считают: «Нет никаких оснований так полагать. Глобализация — рукотворна. И она управляема. <…> Ее сделали и как бы продолжают [ею] пользоваться». Подобное заявление просто шокировало российских ученых, чье мышление до сих пор не может обойтись без какой–либо телеологической схемы.

Впрочем, даже если признать существование неких «объективных закономерностей», определяющих все сферы жизнедеятельности человеческого сообщества, возникает резонный вопрос: а почему субъективный фактор, т.е. направленная, материально объективированная (организация, управление, технология, ресурсы и т.д.) человеческая воля не может по своему усмотрению поэтапно формировать «объективные закономерности», определяющие экономические, политические, социальные, культурные и т.п. процессы? История западной цивилизации последних четырехсот лет как раз и свидетельствует о том, что субъективный фактор является чуть ли не единственным источником всеопределяющих «объективных закономерностей».

В рамках западных олигархических кланов произошло сращивание финансового могущества и политической власти. И если в этногосударственных фазах западного развития можно увидеть определенные противоречия между наднациональным финансовым капиталом и национальной государственной властью, то уже в Соединенных Штатах, как локальном и экспериментальном прообразе глобальной, космополитической, социально–политической и финансово–экономической конструкции, эти противоречия были практически преодолены. Глобализация же как раз и устраняет противоречие между наднациональным финансовым капиталом и национальной властью, превращая последнюю также в наднациональное явление. Тем самым глобализация абсолютизирует роль и значение транснациональной олигархии, превращая ее в самодовлеющий и определяющий фактор. При глобализации космополитические, финансово–политические группы получают абсолютную власть, соединяя в единое целое международную финансово–экономическую систему с наднациональной системой социально–политического управления».

Таким образом, процессы глобализации привели к тому, что государства, как определенного объединения людей, сообщества, проистекающего из необходимости жить вместе на определенной территории, больше нет. Есть население, есть территория. Отдельно, сама по себе, правящая элита, которая презирает, ненавидит «этот» народ. Сообщества нет. Население реально уже никак не влияет на правящую элиту и правительство. Доктор философских наук, профессор А.С.Панарин считает, что «глобализация вообще перечеркивает демократию, отбрасывая ее центральное понятие – законодательство электоральной воли национального большинства». «Понятие политического суверенитета народа уступает место так называемым «законам глобализирующегося мира», с которым «современные элиты» должны считаться больше, чем с мнением собственного национального большинства. Само признание местных элит в качестве элит, их международная легитимация напрямую зависят от их решимости порвать с национальными интересами и служить наднациональным центрам власти». (Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. С. 261.)

Важнейший признак государства – публичная, государственная власть утрачивает свое истинное значение, сохраняя только внешнюю форму. Произошло перетекание политической власти из легитимных структур – правительств суверенных государств – в руки финансовой олигархии.

События 2011 года убедительно доказывают, что суть глобализации заключается в создании условий благоприятствующих ограблению стран и постепенному (под благовидными предлогами) уничтожению народов и наций для того, чтобы захватить жизненное пространство, территорию для избранного выжить меньшинства. Фактически речь идет о формировании глобального либерального фашизма и тотального электронного рабства под лживой вывеской гуманизма и демократии.

Задача мировой закулисы – закрепить моральное и материальное превосходство ничтожного меньшинства не только опираясь на военную мощь, а прежде всего через формирование определенного сознания рабов, нравственное разложение приговоренных к гибели наций и стран, их духовное, т.е. абсолютное подчинение своей власти. Битва за души людей разворачивается в полную силу, и исход ее зависит от того, сможем ли мы сами мобилизовать в себе те духовные силы, которые заложены в нас Свыше и которые невозможно уничтожить даже всей объединенной энергией мировой плутократии.

«Сегодня процесс захвата власти в мире этой закулисой переходит в новую, активную фазу. И причина этого не в тех людях, которые составляют закулису (в своих работах я условно называю их «мировыми ростовщиками»), а в том, что произошла кардинальная мутация большей части человечества - психологическая, интеллектуальная, поведенческая. Но в конечном счете - духовная мутация, неспособность людей различать зло и добро, а главное - активно противостоять злу, которое приходит в этот мир сначала в виде духовного зла, а уже потом трансформируется в зло материальное (в сфере экономики, политики, гражданских отношений): в виде растущего материального неравенства и социальной поляризации общества, усиливающейся эксплуатации наемного труда и возрождения прямого (физического) рабства, прогрессирующей преступности, эпидемии распространения наркотиков, содомии, роста заболеваний и смертности, войн и т.п.» (Катасонов В. Ю. Как противостоять планам мировой закулисы. <https://www.ruskline.ru/news_rl/2011/06/18/kak_protivostoyat_planam_mirovoj_zakulisy/> просмотрено 18 июня 2011 г.).

В рамкахвлияния процессов глобализации на функционирование государства необходимо раскрыть последствия вступления России в ВТО. Профессор МГИМО В. Ю. Катасонов считает, что «негативные последствия вступления России в ВТО очень многообразны. В сфере политики – окончательная утрата национального суверенитета. В сфере социальной – полный демонтаж «социального государства» (как определено в Конституции), окончательный развал социальной инфраструктуры, нарастание безработицы, физическая деградация общества (в силу резкого роста бедности, недоступности медицины, легализации импорта генетически модифицированных продуктов и т.п.) и следующее за ней сокращение численности населения. Уже не приходится говорить о неизбежном падении образовательного, интеллектуального и культурно-нравственного уровня общества. Что касается экономических последствий вступления России в ВТО, то это окончательная утрата возможности развития обрабатывающей промышленности, наукоемких производств, банкротство тысяч отечественных предприятий и переход под полный контроль транснациональных корпораций остающихся предприятий.» (Катасонов В. Ю. Экономика России в условиях ВТО: Нефть + наркотики. // Советская Россия. 2012. 30 августа. С. 4. <https://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=591729>

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие функций государства.

2. Каковы основные виды функций современного государства?

3. Раскройте формы и методы реализации функций государства.

4. Каковы тенденции развития функций государства на современном историческом этапе?

5. Кто и зачем осуществляет политику глобализации?

Тема 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

(1 сем.: 2 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат.

2. Понятие и признаки государственного органа. Система и виды государственных органов.

3. Принципы организации и деятельности органов государства.

4. Принцип разделения власти как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

Литература

Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.

Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления. М., 1990.

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике: учеб. пособие. М., 1992.

Костенко Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995. № 11.

Радько Т.Н. Механизм государства: лекция. М., 2002.

Скуратов И.В. Концепция разделения властей: теория и российские дилеммы. Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. Вып. 7. Оренбург, 2006

Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. М., 1997.

Оболонский А.В. Бюрократия и государство. М., 1996.

1. В ответе на первый вопрос важно показать, что механизм государства — это система взаимодействующих, функционально специализированных органов государства, их структурных подразделений, а также иных государственных организаций (государственных предприятий и государственных учреждений). Аппарат же государства включает в себя только систему органов государства. Кроме того, механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его деятельности — выполнении этим аппаратом функций государства.

2. Ответ на второй вопрос следует начать с уяснения понятия органа государства. Орган государства — это часть государственного механизма, его основное звено, обладающее определенными специфическими признаками (наличие государственно-властных полномочий; экономическая и организационная обособленность и самостоятельность; наличие компетенции и др.).

Органы государства подразделяются по различным научно обоснованным критериям: по способу образования; по принципу разделения власти; по территориальному признаку; по времени деятельности; по порядку принятия решений; по характеру компетенции.

3. Организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Эти принципы подразделяются на две группы.

Первая группа включает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности государственного аппарата: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение власти, законность.

Вторая группа подкрепляет и конкретизирует конституционные принципы. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации». В нее входят: федерализм; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы и другие.

4. Принцип разделения власти имеет большое значение для функционирования государственного аппарата. Впервые наиболее развернутое теоретическое обоснование данный принцип нашел в трудах французского мыслителя Ш. Монтескье. Его теория была дополнена системой сдержек и противовесов, реализовавшейся в Конституции США, в соответствии с которой законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но и наделены полномочиями, позволяющими им контролировать и ограничивать друг друга. Первоначально теория разделения властей была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как идеологическая основа борьбы против любой диктатуры. Многие положения, обоснованные в работе Монтескье, нашли свое отражение в конституциях демократических государств и по сегодняшний день сохраняют свою актуальность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте механизм государства и государственный

аппарат.

2. Назовите признаки и виды органов государственной власти.

3. Назовите принципы организации и деятельности государственного аппарата. Раскройте содержание принципа разделения власти и его значение в государственном механизме.

4. Назовите основные элементы аппарата Российского государства на современном этапе.

Тема 7. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

(2 семинара: 1й- 2 балла, 2й- 2 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Общество как система. Гражданское общество: понятие, структура.

2. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества.

3. Понятие и структура политической системы. Место государства в политической системе общества.

4. Государство и политические партии. Государство и церковь, государство и средства массовой информации.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

Литература

Аксенов А. Корпорации не остановятся! <https://polnyi-pisec.info/korporacii-ne-ostanovyatsya/> просмотрено 20 марта 2011г.

Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1894.

Дюверже М. Политические партии. М., 2007.

Евгений Федоров: бизнес России на крючке США. <https://www.rospisatel.ru/fedorov-e.htm>(просмотрено 12 июня 2012 г.).

Ковальчук Ю.К. Спецоперация по ликвидации. < https://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=594370>

Коломийцев В.Ф. Партии в зеркале западной политологии // Государство и право. 1995. № 10.

Лапаева В.В. Становление многопартийности в России // Государство и право. 1995. № 8.

Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3.

Пономарева Е. «Железный закон олигархии», или Кто на самом деле правит Америкой (II). <https://www.fondsk.ru/news/2011/08/18/kto-na-samom-dele-pravit-amerikoj-ii.html>

Политическая теория в XX веке. М., 2008.

Чижов Д.В. Российские политические партии: между гражданским обществом и государством. М., 2008.

Яковенко И.Г. Российское общество: национальные интересы, граница, перспективы. М., 2008.

1. При рассмотрении первого вопроса следует уяснить, что общество представляет собой самодостаточную систему взаимодействий индивидов, больших и малых социальных групп и других социальных общностей, в которых проявляется их всесторонняя зависимость друг от друга. Иными словами, общество — это система общественных отношений. Гражданское общество и общество соотносятся как часть и целое. Под гражданским обществом понимается совокупность межличностных и общественных отношений, социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. Гражданское общество создает условия для удовлетворения индивидами и социальными группами своих потребностей и интересов. Гражданское общество имеет свою структуру и организовано в соответствии с определенными принципами. Их необходимо усвоить.

Важнейшими институтами гражданского общества являются: негосударственные организации, политические партии и иные общественные объединения, религиозные организации, независимые средства массовой информации. Данные объединения людей определяющим образом влияют на государственную власть и стремятся обеспечить ее правовой характер. Члены гражданского общества наделены гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвуют в управлении делами государства. В то же время существование гражданского общества невозможно без наличия у членов общества гражданских качеств, особой гражданской культуры. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, чувством собственного достоинства и уважает права и свободы других граждан, осознает государственные интересы.

2. Гражданское общество не изолировано от государства. Ряд социальных институтов частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь могут служить правящие партии, предпринимательские ассоциации, которые вышли из недр гражданского общества, но в то же время тесно связаны в своей деятельности с государственным аппаратом.

Государственная власть может деформировать гражданское общество, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп, но не в ее силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: