Форма государства как совокупность его признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, какими органами и методами осуществляется власть. Форма государства характеризуется тремя элементами:
- форма правления,
- форма государственного устройства,
- государственный режим (часто используется термин «политический режим», хотя он скорее политологический, чем правовой).
Форма правления указывает порядок формирования органов государственной власти, их взаимоотношения между собой и с гражданами. Выделяют две формы правления – монархия и республика.
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему эту власть в порядке престолонаследия. Для монархии характерно пожизненное правление и юридическая безответственность монарха (однако имеются и «нетипичные» монархии, где монарх является выборной фигурой – Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия).
разновидности монархии – раннефеодальная и сословно-представительная (в историческом плане), абсолютная, дуалистическая и парламентарная.
Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты власти - законодательной, исполнительной и судебной в руках монарха, представительный орган либо отсутствует, либо подконтролен монарху (Саудовская Аравия, Оман, Катар).
Дуалистическая монархия характеризуется распределением полномочий между монархом и представительным органом, при этом монарху принадлежат и законодательные полномочия, разделяемые им с парламентом, и исполнительные, и судебные. Представительный орган избирается, созывается и распускается по воле монарха (Иордания, Кувейт).
В парламентарной монархии, к которой относятся большинство современных монархий, четко разделены полномочия: единственный законодательный орган – это парламент, избираемый демократическим путем, формирующий правительство и осуществляющий контроль за его деятельностью. Без одобрения парламента ни один акт монаршей власти не будет иметь юридической силы (Великобритания, Бельгия, Япония).
Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы власти и высшие должностные лица избираются, срок их полномочий конституционно ограничен. Различают такие виды республиканской формы правления, как президентская республика, парламентская республика, смешанная республика и суперпрезиденская.
Для президентской республики характерно:
- глава государства является и главой правительства,
- глава государства избирается населением,
- правительство формируется главой государства и несет ответственность только перед ним,
- глава государства не имеет права роспуска парламента. Типичным примером президентской республики является США.
Парламентская республика характеризуется следующими основными чертами:
- президент выполняет только функцию главы государства, исполнительную же власть возглавляет премьер-министр (председатель правительства, канцлер),
- президент избирается парламентом,
- правительство формируется парламентом, который осуществляет парламентский контроль за его деятельностью; выражение недоверия одному из членов кабинета министров приводит к отставке всего правительства;
- наличие у главы государства права на роспуск парламента.
К числу парламентских республик относятся Австрия, Италия, ФРГ, Финляндия.
Характерные черты смешанной республики:
- глава государства избирается населением,
- президент формирует правительство, но оно несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом,
- президент может отправить правительство в отставку и может распустить парламент.
К суперпрезидентским республикам можно отнести Францию, Россию.
Форма государственного устройства – это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Из всех известных форм государственного устройства выделяют унитарное государство и федерацию.
Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В унитарном государстве существуют единые представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими органами местного самоуправления. по степени зависимости местных органов власти от центральных подразделяют на централизованное (во главе местной власти стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованное (местные органы власти избираются населением).
Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить ряд признаков, характерных для большинства федераций:
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти,
- конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации,
- субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти;
- имеется двойное гражданство;
- наличие двухпалатного парламента;
- двухканальная система налогов.
Федерации бывают территориальные и национальные.
Государственный режим означает совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующий в стране.
Традиционно выделяются два режима: демократический и антидемократический.
Характерные черты демократического режима:
- органы власти формируются демократическим путем;
- действует многопартийная система. Запрещается действие только тех партий, которые призывают к насильственному ниспровержению основ конституционного строя;
- широкий круг демократических прав и свобод гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты;
- личность надежно защищена от неправомерного посягательства на ее интересы и со стороны государства, и иных лиц.