I. Государство, право и экономика.
II. Государство, право и культура.
III. Государство, право и глобальные проблемы современности.
IV. Взгляды на исторические судьбы права и государства.
I. Соотношение государства, права и экономики различно. Общественная собственность приводит к созданию государства, которое сосредоточивает в своих руках все объекты собственности. Превращение государства в крупнейшего монопольно хозяйствующего субъекта приводит к возникновению планового хозяйства, к уменьшению роли договорных начал, к пренебрежительному представлению о праве как форме экономики. Отрицание частной собственности и социализация средств производства приводили к подмене правовой регуляции уравниловкой, представляющей собой иерархическую систему привилегий. В результате такой экономической доктрины инициатива, предприимчивость граждан загонялись в подполье. Экономическое движение приводило к появлению “теневой” экономики, которая — основа коррупции. Право ограничивалось только публичной сферой, да и отношение к нему становилось все более негативным.
|
|
Либеральная экономическая модель состоит в сдержанном воздействии государства на рыночные отношения, т.е. государство обязано создавать условия для развития индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности граждан. Законодатель преследует попытки ограничить свободу беспрепятственного доступа в разные отрасли на равных основаниях; устанавливает самые общие правила, предоставив индивиду свободу во всем. Экономические отношения при либеральном регулировании основываются прежде всего на нормах частного права. В целом закон не может предусматривать все возникающие в практической деятельности правоотношения. Поэтому он предусматривает возможность правил поведения, не предусмотренных законодательством (ч.1. ст.5 ГК РФ).
Потребность государственно-правового вмешательства в сферу экономики (теория “максимального государства”) определяется:
· предупреждением экологических катастроф, порождаемых стихией рынка;
· борьбой с криминализацией экономических отношений;
· профилактикой “теневой” экономики;
· предотвращением экономических кризисов;
· социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
В последнее время во взаимоотношениях государства, права и экономики наблюдаются два процесса. Первый — это последовательная либерализация рыночных отношений (приватизация предприятий государственного сектора, ликвидация государственного контроля над ценами и др.). Второй процесс связан с расширением государственного вмешательства в экономические отношения, так как уход государства из этих отношений приводит к провалам в реализации программ национального развития. Областями государственно-правового регулирования рыночных отношений являются: цены на стратегические товары, продукция атомной энергетики, финансы, малое предпринимательство, внешнеэкономическая деятельность и др. Характер вмешательства государства в экономику выражается в направленности этого вмешательства и его методов (стратегическое планирование, кредитование, инвестирование, национализация и денационализация, размещение государственных заказов и др.).
|
|