IV. Среди форм осуществления государственной власти видное место занимают правовое регулирование и государственный контроль

Правовое регулирование — это форма упорядочения общественных отношений путем приведения их в соответствие с нормами права. Реализацию данной формы можно проследить применительно к деятельности общественных формирований. Правовое регулирование включает ряд этапов:

1. Определение круга субъектов‑участников правоотношений, наделение их свойством правосубъектности. Для этого все общественные формирования должны быть в установленном порядке зарегистрированы, их программы и уставы не должны противоречить законодательству страны.

2. Установление границ поведения субъектов, т.е. общественные формирования должны действовать в рамках законов государства.

3. Определение порядка ликвидации общественного формирования за нарушение установленных правил.

Государственный контроль — форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение нормативных актов. Применительно к деятельности общественных формирований государственный контроль состоит из ряда этапов:

1) проверка соответствия программы (устава) общественного формирования, его деятельности законодательству страны;

2) выработка на этой основе определенного решения;

3) доведение этого решения до исполнительных органов государства и общественного формирования.

Конкретными формами государственного контроля являются:

а) отказ в регистрации общественного формирования, программа (устав) которого противоречит требованиям Конституции, законам государства;

б) предупреждение общественного формирования о несоответствии его деятельности законодательству;

в) привлечение к юридической ответственности лидеров, членов общественного формирования за нарушение установленных правил;

г) приостановление деятельности общественного формирования до принятия решения;

д) ликвидация общественного формирования как организации, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя и целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной или религиозной розни.

Утрата контроля (недееспособность государственной власти, правовой нигилизм, разгул преступности и др.) грозит социальными бедствиями, незащищенностью личности. Однако всеобщий контроль приводит к апатии граждан, к потере своей роли правового регулирования. Оно само уже нуждается в политическом, идеологическом освящении. С этой целью появляются различные “моральные кодексы”, программы, “совместные постановления” и др. Любой антидемократический режим стремится к максимальному расширению сферы своего влияния на общество. Потеря контроля над обществом грозит ему неминуемыми социальными бедствиями.

Сохраняя универсальность контроля, антидемократический режим использует разнообразные методы, в том числе и репрессии.

При демократическом режиме государственный контроль — это контроль строго определенных органов государства за соблюдением всеми субъектами права действующего законодательства. Пределы контроля здесь таковы, чтобы человек подвергался только таким ограничениям, какие установлены законом (ст. 29‑4.2 Всеобщей декларации прав человека).

(См. подробнее: Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995. С.35‑39; Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С.338‑342; 413‑417.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: