Медиакомпетентность специалиста по связям с общественностью. Терминологический аппарат и структура курса

ЛЕКЦИЯ 1

CОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Задачи медиаобразования:

- развитие способностей к восприятию, идентификации, интерпретации, декодированию, оценке, пониманию, анализу информации и медиатекстов;

- развитие знаний социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов функционирования масс-медиа в социуме;

- развитие коммуникативных способностей личности, подготовка к эффективному функционированию в демократическом обществе;

- обучение навыкам самовыражения с помощью масс-медиа, позволить экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты/тексты;

- развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса;

- давать знания по теории и истории медиа и медиакультуры.

Информационная культура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области информации, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории информационная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать информацию, усваивать новые знания в этой области.

Медиакомпетентность личности – совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.

Медиакритика – область журналистики, творческо-познавательная деятельность, в ходе которой осуществляется критическое познание и оценка социально значимых, актуальных творческих, профессионально-этических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону медийного содержания; это общение с аудиторией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного содержания, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании аудитории.

Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Медиаобразование – направление в педагогике, изучающее закономерности процессов массовой коммуникации (посредством прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Литература:

Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003.

Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну.М.: Академический проект, 2005.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. СПб.: Изд-во Михайлова, 2004.

Российская педагогическая энциклопедия. Том II (М-Я) Ред. А. П. Горкин. М., 1999.

Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск, 2007.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.2000.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001.

Прохоров. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Cайты в интернете:

edu.of.ru/mediaeducation/ – Российский общеобразовательный портал. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России

edu.of.ru/medialibrary Электронная библиотека «Медиаобразование»

https://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34437 журнал “Медиаобразование»

https://www.mediagram.ru/ Информационная грамотность и медиаобразование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: