Семинар 2 Демографическая политика государства

1Понятие демографической политики.

2 Объект демографической политики.

3 Цели и задачи демографической политики. Эффективность демографической политики: условия и оценка

4 Основные концепции демографической политики: популяционизм, мальтузианство и неомальтузиантсво, нулевой рост населения.

5. Меры демографической политики: экономические, административно-юридические, социально-психологические (воспитательные).

6 Социально-экономическая политика и демографическая политика. Опосредованное воздействие социально-экономических мер, на динамику демографических процессов.

Проблемы согласования интересов общества – семьи и личности в демографической политике. Интересы поколений иих согласование.

7 Демографическая политика семьи и брака, репродуктивного поведения, социального и территориального движения населения.

8 Региональная демографическая политика. Соотношение целей демографического развития на национальном и региональном уровнях,

9 Демографическая экспертиза в реализации программ социально-экономического развития.

10 Роль средств массовой информации в формировании демографического поведения. Влияние традиций, религий, этнических факторов на демографическое поведение.

11 Демографическая политика в СССР и России. Задачи демографической политики в постсоветский период. Социальная защита населения при переходе к рыночной экономике. Государственная политика по улучшению положения семьи, женщин, охраны материнства, детства, Потребности семей разных социально-демографических типов в социальной; поддержке. Развитие мер экономической поддержки семей с детьми. Социальная защита пенсионеров, инвалидов, безработных и. других граждан. Миграционная политика. Меры, регулирующие объемы и направления миграционных потоков. Пути решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев. Демографическая «цена» реформ в России

12 Опыт демографической политики других стран мира. Политика народонаселения в мировом сообществе. Деятельность ООН и других международных организаций в области народонаселения. Всемирные конференции ООН по народонаселению. 20-летняя программа действий в области народонаселения и развитии

Обязательные материалы к семинару:

Демографическая модернизация России: 1900-2000 / По ред. А. Вишневского. М.: Новое издетельство, 2006.

Демографическая политика в современном мире. / Отв. ред. А.Г. Вишневский. М., 1989.

Демографические перспективы России. М., 1993.

Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.

Демографическое будущее России /Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой. М., 2001.

Народонаселение: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987.

Население России на рубеже XX-XXI веков: проблемы и перспективы / Под ред. Ионцева В.А., Саградова А.А. М., 2002

Население СССР за 70 лет / Отв. ред. Л.Л. Рыбаковский. М., 1988.

Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 25 (277), 2005.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Курс «Демографии» рассчитан на один семестр. Тем не менее, предполагается достаточно большой объем самостоятельной работы. Основу этого вида работы составляет написание рефератов по курсу. Предлагаемая тематика рефератов соответствует проблемам, изучаемым в рамках лекционного курса в первом и втором семестрах. Средний объем реферата по Демографии – 10-12 печатных листов (формат А-4, одинарный интервал, шрифт Times New Roman, кегль 14). Работа должна иметь план, список литературы и обязательно в тексте должны быть сноски на использованную литературу. Указанные после каждой темы материалы обязательно должны быть использованы для написания работы (точные цитаты и сноски). Учебники могут привлекаться в качестве справочного пособия, но ни в коем случае они не используются в тексте контрольной работы. Главная задача автора реферата – прочитать и проанализировать указанные материалы и ответить на вопрос, поставленный в названии контрольной работы. Текст работы, таким образом, должен представлять собой логическое изложение материала, осмысленного автором контрольной работы. Многие материалы по Демографии, особенно связанные с современными проблемами содержаться в Интернете и периодике.

1. Демографическая история и история демографии: зарубежная демография,2. отечественная демография (до революции и советский период).3. Система научных знаний о народонаселении.4. Информационная потребность в данных демографии, характеризующих5. состояние народонаселения современного российского общества.6. Значение демографии для практики управления социальными процессами.7. Организация демографической статистики в РФ: институты, центры,8. специалисты.9. История переписей населения и текущего учета населения в России.10. Реальное и условное поколения.11. Эволюция брачности.12. Вероятность распада брака.13. Причины прекращения брака.14. Эволюция правовых норм брака и развода.15. Эволюция рождаемости.16. Таблицы рождаемости. Рождаемость в реальных поколениях.17. Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и18. качества жизни.19. Урбанизация и особенности расселения в России.20. Миграционная политика в современной России, региональная специфика.21. Региональные аспекты демографической политики в России, в развитых и22. развивающихся странах мира.23. Основные исторические этапы становления демографии как науки.24. Концепции демографического развития.25. Концепции демографического и миграционного перехода общества.26. Теория ограничительных факторов в рождаемости.27. Теория качества населения.28. Предмет и функции демографии как науки.29. Система научных знаний о народонаселении.30. Место демографии в системе знаний о населении.31. Связь демографии со статистикой, социологией, социальной политикой.32. Теоретические аспекты изучения народонаселения, методология исследования народонаселения, изучаемые показатели и тенденции.33. Практические цели и задачи изучения развития народонаселения нашей страны.34. Задачи демографии в государственном и муниципальном управлении.35. Информационная потребность в данных демографии, характеризующих состояние народонаселения современного российского общества.36. Значение демографии для практики управления социальными процессами.37. Организация демографической статистики в РФ: институты, центры, специалисты.38. История переписей населения и текущего учета населения в России.39. Сравнение программ переписей.40. Организация текущего учета населения.41. Учет естественного и механического движения населения.42. Источники данных о движении населения.43. Социально-демографические выборочные обследования.44. Движение населения и его формы.45. Рост населения и его показатели.46. Формула среднегодового темпа прироста населения.47. Критические значения среднегодового прироста населения в международной статистике.48. Естественный прирост населения, его контрасты в различных регионах страны и мира.49. Общие коэффициенты рождаемости, смертности, миграции и естественного прироста.50. Возраст вступления в брак. Повторные браки.51. Общие и специальные показатели брачности.52. Социология добрачного, брачного и внебрачного поведения.53. Расчеты общих и специальных коэффициентов брачности и разводимости.54. Разводимость. Причины прекращения брака. Этапы распада браков.55. Причины и мотивы. Общие и специальные показатели разводимое56. Разводы и повторные браки.57. Концепции рождаемости. Общие и специальные показатели.58. Повозрастные коэффициенты рождаемости.59. Суммарный коэффициент рождаемости и его значение при исторических и региональных сопоставлениях данных.60. Социально-экономические факторы рождаемости и репродуктивного поведения.61. Потребность в детях и ее показатели.62. Расчет общих и специальных показателей рождаемости. Составление63. таблиц рождаемости.64. Идеальное, ожидаемое и желаемое число детей. Измерение мотивации и65. репродуктивных установок.66. Воспроизводство населения. Показатели воспроизводства населения. Понятие поколения. Критические значения простого замещения поколений.67. Уровень воспроизводства и его показатели (брутто- и нетто-коэффициент, истинный коэффициент).68. Депопуляция: понятие, научные подходы к определению.69. Естественный прирост и воспроизводство населения. Эволюция типов. 70. Теория демографического перехода. 71. Оптимум и желаемый тип воспроизводства населения.72. Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население. Урбанизация и особенности расселения в России.73. Демографическая политика: понятие, принципы, эффективность. 74. История демографической политики в различных странах. 75. Типы демографической политики.76. Миграция населения.77. Миграционная политика в современной России и ее региональная специфика.78. Региональные аспекты демографической политики в России, в развитых и развивающихся странах мира.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ

В течение учебного семестра необходимо сделать конспекты указанного литературного минимума.

1. Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. М., 1978.

2. Архангельский В.Н. Воспроизводство населения России. М, 1998.

3. Баткис Г.А. Аналитический метод в демографической статистике // Проблемы демографической статистики / Под ред. Немчинова В.С. М., 1959.

4. Бахметова Г.Ш. Методы демографического прогнозирования. М., 1982.

5. Бахметова Г.Ш. Переписи и текущий учет населения. М., 1988.

6. Бахметова Г.Ш. Сбор и обработка данных о населении. М., 2000.

7. Бондарская Г.А. Рождаемость в СССР. Этнографический аспект. М., 1977.

8. Борисов В.А. Демография. М., 2002.

9. Боярский А.Я. и др. Практикум по демографии. М.: «Мысль», 1985.

10. Боярский А.Я., Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1980.

11. Валентей Д.И., Кваша А.Ф. Основы демографии. Учебник. М., 1989.

12. Вандескрик К. Демографический анализ. М., 2005.

13. Венецкий И.Г. Статистические методы в демографии. М., 1997.

14. Демография: Современное состояние и перспективы развития. Учебное пособие для вузов. Н.В. Зверева, А.Ф. Кваша, В.И. Козлов и др. М., 1997.

15. Демография: Учебник / Под общ. Ред. Н.А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003.

16. Дробижев В.З. У истоков советской демографии. М., 1987.

17. Захарова О.Д. Методика статистического анализа смертности и продолжительности жизни. М, 1996.

18. Кваша А.Я. Что такое демография? М., 1985.

19. Ли В. Семейно-демографическая политика в России и Китае (опыт сравнительного анализа) / Науч. ред. В.М. Медков. М., 2000.

20. Медков В.М. Демография. Учебник. М.: Инфра-М, 2005.

21. Народонаселение. Современное состояние научного знания. М., 1991.

22. Основы теории народонаселения / Под ред. Д.И.Валентея. М., 1977.

23. Паевский В.В. Вопросы демографической и медицинской статистики. М., 1970.

24. Пресса Р. Народонаселение и его изучение. М., 1968.

25. Птуха М.В. Очерки по статистике населения. М., 1960.

26. Система знаний о народонаселении / Под ред. Д.И.Валентея. М., 1976.

27. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 25 (277), 2005.

28. Современная демография / Под.ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. Учебное пособие для университетов. М.: Издательство Моск. ун-та 1995.

29. Статистика населения с основами демографии. М., 1990.

30. Стеценко С.Г., Козаченко И.В. Демографическая статистика. Киев, 1984.

31. Шнейдерман Н.С. Откровенный разговор: рождаемость и методы ее регулирования. М., 1994.

32. Штемпель Д. Население мира в 2000 году. Численность, рождаемость, продолжительность жизни. М., 1988.

Конспект книги должен, прежде всего, помочь Вам разобраться в системе взглядов известного ученого.

В конспект выписываются ключевые термины и их определения, основные подходы к рассматриваемому явлению или процессу, резюмируется Ваше мнение о книге и фиксируются возникшие у Вас идеи.

Конспект должен обязательно содержать:

а) выходные данные

б) краткие сведения об авторе

в) резюме текста

г) обширные цитаты, обязательно оформленные кавычка­ми, с четким указанием, с какой они взяты страницы.

д) ваши наблюдения: в начале, в середине, в конце чтения.

е) общее заключение.

Предлагается строить конспект по следующему принципу.

На первой странице тетради излагаются пункты а) – б).

Далее тетрадь разбивается на три графы: 1) Разделы книги (главы, параграфы, подзаголовки), этот пункт можно ввести в горизонтальном виде в таблицу, в то время, как пункты 2-4 в вертикальном; 2) Необходимые цитаты авторского текста; 3) Заметки (поле для записи ваших наблюдений, замечаний, идей).

Эти заметки должны помочь вам написать последнюю часть конспекта-реферата (е). Общее заключение пишется в виде рецензии-аннотации и оно должно содержать, прежде всего, ваши выводы из прочитанного материала. В заключении не допускается пересказ почитанного, здесь возможно лишь обобщение материала.

Образец оформления таблицы конспекта

Краткое резюме раздела Цитаты Заметки
Глава 1. Свобода воли §1. Определение понятий  
Шопенгауэр в данном разделе рассматривает три вида свободы, выделяя физическую, интеллектуальную и моральную. При чем оставляет рассмотрение интеллектуальной, и подробно останавливается на моральной свободе. Шопенгауэр различает свободу и хотение. «Понятие «свобода» при ближайшем рассмотрении отрицательно. Мы мыслим под ним лишь отсутствие всяких преград и помех; эти последние, напротив, выражая силу, должны представлять собою нечто положительное. (с.27.) Физическая свобода есть отсутствие всякого рода материальных препятствий». (с. 28) «Понятие моральной свободы связано с понятием свободы физической с той стороны, какая проясняет нам его гораздо более позднее происхождение. Физическая свобода, как сказано, имеет отношение лишь к материальным препятствиям: отсутствие последних равносильно ее наличности. Но вот замечено было, что в иных случаях человек, не встречая помех в материальных обстоятельствах, удерживается от поступков простыми мотивами вроде угроз, обещаний, опасности и т. п. — поступков, которые в противном случае он наверняка совершил бы по указанию своей воли. Таким образом возник вопрос: можно ли считать этого человека еще свободным?» (с. 32) «Эмпирическое понятие свободы выражает следующее: «я свободен, если могу делать то, что я хочу», — причем слова «что я хочу» уже решают вопрос о свободе. Но теперь мы спрашиваем о свободе самого хотения, так что вопрос этот должен принять такой вид: «Можешь ли ты также хотеть того, что ты хочешь?»» (с. 36) Автор подмечает, что свободу всегда понимают, как свободу от чего-нибудь или кого-нибудь. В этом вопросе он не сходен с христианскими мыслителями, например с Августином, связывавшими свободу с сознательным выбором человека, который несет наказание или воздаяние за этот выбор. Автор задается вопросом, свободно ли само хотение? По-моему этот вопрос оригинален и подчеркивает своеобразие мышления философа, его отличие от позитивистов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: