Аннотация
Г.
Протокол № от
Председатель методической комиссии
Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Демография», «Демографическая политика»
Направление подготовки 081100
«Государственное и муниципальное управление»
Профиль подготовки ___________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника бакалавр -специалист
Форма обучения очная 4 5 лет
Автор: к.ф.н., доцент Копытов В.В.
Рецензент: _______________________________________________.
факультета: к.с.н., доцент Еремина Е.В.
Программа одобрена на заседании кафедры ГУ и СР
Зав. кафедрой:
к.и.н., доцент Неделько С.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
___________________________ Демография ___________________________
(наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки 081100 ___________________________________
______________________________________________________________________
Профиль подготовки______________________________________________
______________________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника бакалавр____________________
______________________________________________________________________
(бакалавр, магистр, специалист)
Форма обучения очная_____________________________________________
(очная, очно-заочная)
на учебную дисциплину «Демография»(«Демографическая политика»), изучаемую в рамках ООП.
Целью изучения дисциплины « ДЕМОГРАФИЯ » («Демографическая политика») является формирование общекультурной компетенции:
«Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем (ОК-4)».
В ходе изучения дисциплины «Демография » студенты усваивают общетеоретический курс, получают представления о направлениях демографических исследований, знакомятся с концепциями демографической политики, формируют знания об основных закономерностях естественного движения населения, основных факторах, влияющих на этот процесс, условиях разработки и реализации демографической политики. Усваиваются знания о демографических структурах и процессах, методах их исследования, об основных источниках информации в демографии и возможностях их применения в теоретической и практической деятельности. Формируются знания и представления о специфике протекания демографических процессов на региональном и местном уровнях, об экономических, этнических, территориальных и других факторах, влияющих на демографическую ситуацию и демографические тенденции в мире, стране, регионе, административно-территориальном образовании.
Студенты усваивают и учатся применять основные понятия, разрабатываемые в демографии. Особое место и значение при изучении курса отводится характеристикам и показателям естественного воспроизводства населения, которыми студенты должны свободно оперировать к моменту завершения изучения дисциплины. Среди них: рождаемость, плодовитость, репродуктивное поведение, брачность, разводимость, смертность и самосохранительное поведение, естественный прирост и естественная убыль населения, рост и воспроизводство населения, типы и концепции естественного воспроизводства населения, демографический взрыв и депопуляция, миграция как социально-демографический процесс и ее влияние на характеристики и показатели естественного движения населения, демографический прогноз и методы перспективного исчисления населения, демографическая политика и демографические вызовы современности, антропотоки, депрессивные территории, типы воспроизводства населения.
На основе приобретенных знаний формируются умения анализировать и прогнозировать демографические процессы, непосредственно влияющие на экономические, политические, национальные, культурные и другие отношения и процессы в обществе, в том или ином регионе. Проводить сравнительный анализ демографических ситуаций и процессов, опираясь на различные источники информации о населении, в том числе на статистику населения и итоги переписей населения. Студенты должны адекватно оценивать складывающуюся демографическую ситуацию в стране и ее регионах, разрабатывать программы и краткосрочные прогнозы, опираясь на имеющиеся показатели и учитывая складывающиеся демографические тенденции, анализировать различные теоретические концепции, реальные программы и проекты.
Приобретаются навыки владения методами анализа демографических процессов, оценки деятельности органов государственного управления с точки зрения адекватности принимаемых ими мер в области социальной и в том числе демографической политики реальному положению дел; методами сравнительного анализа состояния демографических ситуаций и демографических процессов в разные периоды времени, в различных странах и регионах. Формируются навыки планирования и прогнозирования социально-экономических, социально-политических и социокультурных процессов с учетом такой важнейшей составляющей как демографические характеристики населения.
Эти результаты освоения дисциплины « ДЕМОГРАФИЯ » («Демографическая политика») достигаются за счет использования в процессе обучения интерактивных методов и технологий формирования данной компетенции у студентов, л екций с применением мультимедийных технологий;
Проведение семинаров в форме групповых дискуссий;
Использование деловых игр на практических занятиях;
Вовлечение студентов в исследовательскую деятельность (проведение
демографических исследований).
Привлечение студентов к участию в переписях и других обследованиях населения, подготовка на основе полученных материалов и данных эссе, рефератов, научных публикаций и дипломных проектов.
Учебная дисциплина «Демография» («Демографическая политика») относится к общепрофессиональному циклу, при ее изучении студенты должны опираться на знания, полученные в процессе усвоения курсов «Математика», «Экономическая теория», «Теория управления», «Маркетинг территорий», «Социология». Компетенции, приобретенные в ходе изучения демографии, готовят студента к профессиональной деятельности.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.
Продолжительность изучения дисциплины – один семестр
Целью освоения учебной дисциплины (модуля) Демография является
формирование общекультурной компетенции выпускника:
«Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем (ОК-4)».
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Демография» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.Изучение данной дисциплины предполагает наличие у студентов математических знаний (теория вероятностей, математическая статистика), основ экономической теории (основных экономических показателей, отражающих состояние национальной и региональной экономики), основ теории управления, социологических методов исследования. Эти знания должны быть получены в ходе изучения таких дисциплин, предшествующих данной, как: «Математика», «Экономическая теория», «Теория управления», «Маркетинг территорий», «Социология».
Студенты должны уметь применять общенаучные методы и методы специальных наук к исследованию общественных процессов и отношений, например: макроэкономический анализ ситуации в национальной экономике, анализ социально – экономических и социально–политических процессов, протекающих как на национальном, так и на международном уровне, делать общие выводы, давать прогнозы развития ситуации на основе проведенного анализа. Студенты должны владеть математическими методами (математическое моделирование, вероятностные методы) и применять их при исследовании общественных явлений и фактов. Они должны знать и уметь применять социологические методы и приемы: опрос, исследование документов, наблюдение, выборочный метод, социальный эксперимент. Они должны уметь анализировать рыночные процессы и отношения, учитывать при этом многообразные факторы, на них влияющие
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) Знать основные положения и концепции демографии, представлять ее структуру, этапы ее становления и развития; сформировать знания об основных закономерностях естественного воспроизводства населения, факторах, влияющих на этот процесс, условиях и типах естественного воспроизводства населения, возможностях управления демографическими процессами на разных уровнях (общегосударственном, субъектном, местном), прежде всего, посредством их прогнозирования, разработки и реализации государственной демографической политики. Усвоить знания об основных направлениях современной демографической политики России, критериях оценки эффективности данной политики, особенностях ее реализации в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.
Овладеть понятийным аппаратом демографии и основными показателями естественного движения населения, научиться пользоваться всем этим в теоретической и практической деятельности, доходчиво разъяснять положения демографических концепций и теорий, демографической политики. Хорошо представлять состояние и сущность демографических проблем современного общества, связь демографических процессов и проблем с другими социальными процессами, явлениями и проблемами, например такими, как: пенсионное обеспечение, преступность, безработица, «утечка умов», межнациональные (межэтнические) отношения и другие.
Научиться пользоваться источниками информации о демографических явлениях и процессах, приемами и принципами сбора, обработки и анализа демографической информации. Знать требования к информации в демографии и учитывать их при прогнозировании демографических процессов и разработке мероприятий демографической политики.
Усвоить сущность миграции как механического движения населения, знать возможное влияние миграции на течение и направленность развития демографических процессов в стране, регионе, муниципальном образовании.
Знать сущность, методы и возможности демографического прогнозирования, виды, функции, специфику демографических прогнозов, определять их место в разработке и реализации демографической политики.
2) Уметь анализировать демографические процессы, самостоятельно формулировать цели и задачи демографических исследований, пользоваться методами демографии для решения конкретных задач в экспертной, консалтинговой, аналитической деятельности.
Разрабатывать основанные на демографических знаниях рекомендации для принятия обоснованных управленческих решений на местном, региональном, общегосударственном уровнях.
Использовать полученные в ходе изучения демографии знания в преподавательской деятельности, в устных выступлениях перед любой аудиторией, при подготовке научных тезисов и статей по социальной проблематике.
Применять полученные знания для пропаганды репродуктивного здоровья и самосохранительного поведения, уметь поддерживать на достаточно высоком уровне собственное репродуктивное здоровье и защищать свою жизнь.
Разрабатывать социальные программы и проекты с учетом демографической составляющей, уметь оценивать реальность и обоснованность демографических прогнозов, мероприятий демографической политики.
3) Владеть методами демографического прогнозирования и проектирования, планирования демографических процессов и их регулирования, информацией о демографических структурах и процессах, критериями оценки эффективности мероприятий государственной демографической политики, приоритетных социальных проектов и долгосрочных целевых программ, деятельности органов государственного и муниципального управления с точки зрения адекватности принимаемых ими мер в области разработки и реализации ими мероприятий демографической политики и ее последствий в различных сферах общественной жизни.