Максимальную эффективную мощность двигателя Ne max, кВт, рассчитывают по формуле:
где а, b, c – коэффициенты Лейдермана, зависящие от типа и конструкции двигателя;
– отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости к частоте при максимальной мощности.
Коэффициенты Лейдермана а, b, с для двигателей без ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала (малофорсированные бензиновые двигатели) определяют по формулам:
где Mз – запас крутящего момента, %.
Запас крутящего момента Mз, определяют по формуле:
где Км – коэффициент приспосабливаемости двигателя по моменту.
Коэффициент приспосабливаемости двигателя по моменту Км, рассчитывают по формуле:
где Mе max – максимальный крутящий момент двигателя, Н·м;
MN – крутящий момент при максимальной мощности, Н·м.
Для двигателей с ограничителем максимальной частоты вращения коленчатого вала (все дизели и высокофорсированные бензиновые двигатели грузовых автомобилей и автобусов) коэффициенты Лейдермана a, b, c рассчитывают по формула:
|
|
где Kn – коэффициент приспосабливаемости двигателя по частоте.
Коэффициент приспосабливаемости двигателя по частоте Kn, определяют по формуле:
где nN – частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности, об/мин; nм – частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин.
Как правило, в выполненных конструкциях [2]:
- бензиновых двигателей – Км = 1,10÷1,35; Kn = 1,5÷2,5;
- дизелей – Км = 1,10÷1,15; Kn = 1,45÷2,0.
После определения коэффициентов Лейдермана необходимо проверить полученные значения на соответствие условию:
Если условие (*) выполняется, то коэффициенты рассчитаны верно.
Отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости к частоте при максимальной мощности [2]:
- для дизелей – ;
- для бензиновых двигателей без ограничителя – ;
- для бензиновых двигателей с ограничителем – .