Таблица 6.1
Определение времени и пути разгона АТС
Построение графика ускорений
Результаты расчета по формуле (6.1) сводят в таблицу 6.1.
По данным таблицы 6.1 строят график ускорений АТС (рисунок 6.1).
На рисунке 6.1 показывают максимальную величину ускорения АТС на низшей ступени коробки передач с указанием ее числового значения и размерности.
Кривые ускорений после срабатывания ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя (при его наличии) показывают штриховой линией.
Суть графоаналитического метода определения времени и пути разгона в заданном интервале скоростей, предложенного Е.А. Чудаковым и Н.А. Яковлевым, заключается в следующем.
Для определения времени и пути разгона расчетный интервал скоростей от минимальной устойчивой до нормируемой заданной скорости разбивают на элементарные участки (числом не менее десяти).
Нормируемая заданная скорость [3]:
- для грузовых АТС и автобусов – Va норм = 60 км/ч;
- для легковых АТС – Va норм = 100 км/ч.
Рисунок 6.1. График ускорений
Ускорение АТС на элементарном участке ja ср, м/с2, можно считать величиной постоянной и определить по формуле:
где ja в, ja с – ускорения в начале и конце участка соответственно, м/с2.
Скорость АТС на элементарном участке Va ср, м/с, также считают постоянной и рассчитывают по формуле:
где Va в, Va с – скорость в начале и конце участка соответственно, м/с.
Для каждого элементарного участка можно записать Va с = Va в + ja ср Δt, где Δt – время изменения скорости от Va в до Va с.
Тогда время разгона Δt, с, на элементарном участке можно определить по формуле:
Путь разгона ΔS, м, на элементарном участке определяют по формуле: