Иррационализм XIX - начала XX века

Иррационализм формируется как реакция на материалистические и революционные идеи мыслителем предшествующего периода, но рационалистическую традицию / прежде всего, немецкой классической философии/.

Артур Шопенгауэр /1788-1860/ первым из философов XIX в. порвал с прогрессивно-оптимистической традицией, провозгласил иррациона­лизм. Шопенгауэр говорит, что в основе мира лежит воля. Она "вещь в себе", она не может быть выражена в рациональных формах и законах. О ней лишь что-то говорит иррациональная интуиция. Шопенгауэр истол­ковывает волю как некое "слепое влечение","темный, глухой порыв". Воля объективируется в идеях, в явлениях природы, в человеке. Объек­тивации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, раз­ладе. А жизнь человека - это страдания, постоянная суета, причина это­го - "воля к жизни", поэтому нужно "успокоить" свою волю, не бояться смерти, жизненный идеал Шопенгауэра - аскетический квиетизм буддийского отшельника или христианского пустынника.

Серен Кьеркегор /1813-1653/ размышляет с человеческой личности и ее судьбе. Человек для Кьеркегора - сложнейшая проблема, его существование /экзистенция/ - тайна, раскрыть которую научными метода­ми невозможно. Существование не может быть выражено с помощью поня­тий. Мое существование дано мне в жизни, в чувстве, переживании. Смысл существования становится понятным, когда человек переживает критические моменты, когда возникает необходимость в выборе /"или -или"/. Кьеркегор говорит, что есть три вида существования, три ста­дии жизни: эстетическая, этическая и религиозная. Эстетическая - чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся эротизмом и цинизмом, хаотичностью и случайностью. На этической стадии господст­вует чувство долга. Высшая стадия - религиозная, на которой человек вступает в общение с божеством. Кьеркегор считает, что обычно чело­век ведет неистинное существование /ведет дела, копит деньги к т.д.. (от этого нужно отказаться в пользу "вечного блаженства".

Фидрих Ницше /1844-1900/,как и Шопенгауэр, за основу всего прини­мает волю, но не какую-то единую, а множество воль, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир - это хаос, не укладывающийся в рамки каких-либо закономерностей. Если этот мир ха­оса сил кажется нам логичным, то только потому, что мы сами приписы­ваем ему логику. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. Ницше пренебрежительно говорит о человеке, как какой-то болезни Земли. Ницше старается принизить роль сознания, выступает против стремления к истине, нужно произвести переоценку ценностей, поклоняться не истине, а лжи, отказаться от общепринятой морали.

Ницше говорит, что существует природное неравенство людей, обус­ловленное различием их "воли к власти". Существуют высшие и низшие люди. К высшим относится человек такого типа, который обладает хо­рошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, в котором энергично пульсирует воля к власти. Это - арийцы, "белокурая бестия". Люди выс­шей расы станут носителями нового мирового порядка, покончат с "де­кадансом" XIX в., под которым Ницше понимает науку, либеральный и социалистический образ мышления, демократию, эмансипацию женщин. Но это не все. Ницше выдвигает идею сверхчеловека. Он вырастет из представителей высшего типа человека, будет представлять собой наи­более совершенное воплощение воли к власти со всеми вытекающими из этого следствиями.

В рамках иррационализма предложена т.наз. философия жизни. Виль­гельм Дилътей /1833-1911/ утверждает, что разум недостаточен для цельного мировоззрения. Следует исходить из "полноты переживаний жизни". Исходное понятие этой концепции - "жизнь", как некая интуи­тивно постигаемая реальность, нечто изначальное, не тождественное ни материи, ни духу. Сначала нужно понять жизнь "из нее самой", а затем мир может быть объяснен из жизни. Жизнь неуловима рассуждения­ми, научными методами, ее познание возможно на основе переживания, понимания, интуиции, веры, любви.

Анри Бергсон /1859-1941/ также говорит о некоем общем потоке жизни, длительности, жизненном порыве. Этот порыв иногда у него трактуется как некое сверхсознание. На основе жизни идет эволюция. В ходе эволюции у живых организмов возникает инстинкт, затем интел­лект. Но интеллект ограничен, не в состоянии познать жизнь. Здесь на помощь приходит интуиция. Но что такое интуиция? У Бергсона нет четкого описания того, что она собою представляет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: