Философия фейербаха

Завершает немецкую классическую философию Людвиг Андреас Фейер­бах /1804-1872/. Пережив влияние Гегеля, Фейербах отказывается от идеализма; в основу философии нужно положить не абстрактную идею, а "реальное действительное бытие".

Фейербах много внимания уделяет религии. Он говорит, что недостаточно видеть, как это часто говорится, основы религии в невежестве и страхе людей. Источник религии следует искать в "природе человека", в условиях его жизни. Человек стремится удовлетворять свои потреб­ности. При этом он на протяжении всей истории человечества чувство­вал свою зависимость от природы, которая угрожала ему, была полна опасностей. Основу религии составляет чувство зависимости человека - сначала от природы, а затем от других людей. Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом обожествления. В богов, властителей, человеческой судьбы, превращаются те могущественные силы, от которых зависит жизнь и смерть, счастье и несчастье, здо­ровье и болезнь. В религии наряду с действительным миром возникает мир фантастический, господствующий над первым.

Фейербах негативно оценивает религиозную веру, Он видит ее глав­ный вред в том, что она учит страдать, терпеть, ожидать в надежде на Царство Небесное, она по самому своему существу является силой консерватизма. Каковы же пути преодоления религии? Если религиозная вера закрепляет чувство зависимости, то для избавления от религии нужно приобрести чувство независимости, осознание того, что судь­ба человека зависит от него самого. Он должен сам стремиться устра­нить несправедливость и бедствия. Если же нужна духовная взаимосвязь людей, о которой говорит религия, то пусть это будет особая рели­гия, без бога, в центре которой находился бы человек. Человек чело­веку бог - таково основоположение новой религии.

Фейербах считает неестественным связь философии с религией, Необходима связь философии и естествознания, Фейербах считает, что необходима реформа философии. В центре философии должен быть чело­век, новая философия должна быть антропоцентрической. Человек же должен рассматриваться в тесной связи с природой, как основы чело­века. Фейербах утверждает несотворимость и неуничтожимость материи, природы. Движение, пространство и время объективны.

Антропологическая философия должна рассматривать человека в един­стве тела и души. Фейербах подчеркивает связь чувственности и разу­ма. Мышление существует как отражение бытия, копия следует за ори­гиналом, мысль за предметом. Отражая природу, мозг как орган мышле­ния все более совершенствуется. Фейербах говорит, что человек всег­да включен в систему общения с другими людьми, только в общении че­ловек развивается в физическом и духовном смысле.

Отмежевываясь от идеализма Гегеля, Фейербах негативно оценивает диалектику. Противоречия в лучшем случае могут существовать в мышлении, но как и другие диалектические законы, они не существуют в природе.

В этике Фейербах стоит на позиции эвдемонизма - обоснования нравственности стремлением к счастью. Хотя люди по-разному понимают счастье, есть все же что-то общее. Во-первых, счастье предполагает хорошее здоровье. Во-вторых, настоящая мораль не знает изолирован­ного, обособленного от других людей счастья. Счастье может быть лишь совместным счастьем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: